Непрямой массаж сердца новорожденному алгоритм

Содержание
  1. Первичная реанимация новорожденных проведение
  2. Первичная реанимация новорожденных
  3. Проведение реанимации новорожденному
  4. Этаты проведения реанимационных действий для новорожденных
  5. Необходимость в реанимации
  6. Асфиксия новорожденного
  7. Алгоритм реанимации
  8. Набор для реанимации
  9. Этапы реанимации
  10. 1 этап
  11. 2 этап
  12. 3 этап
  13. Правила проведения непрямого массажа сердца для ребенка
  14. В каких случаях необходимо выполнять непрямой массаж сердца у детей
  15. Особенности выполнения непрямого массажа сердца у новорожденных и детей постарше
  16. Методика выполнения массажа сердца у ребенка
  17. Оценка эффективности проведения закрытого массажа сердца у ребенка
  18. Основные принципы выполнения непрямого массажа сердца у взрослых
  19. Ребенок не дышит. Первая помощь: массаж сердца:
  20. Алгоритм сердечно-легочной реанимации у детей и взрослых: правила оказания неотложной помощи | ОкейДок
  21. Причины остановки сердца
  22. Этапы сердечно-легочной реанимации
  23. Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация у взрослых и подростков
  24. Когда прекращать сердечно-легочную реанимацию
  25. Особенности сердечно-легочной реанимации у детей
  26. Как правильно делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца ребенку: оказание экстренной помощи
  27. Как оценить ситуацию при остановке дыхания или сердца и что делать
  28. Как сделать ребенку искусственное дыхание: оказание неотложной помощи
  29. Закрытый массаж при остановке сердца у ребенка
  30. Одновременное искусственное дыхание и непрямой массаж сердца ребенку

Первичная реанимация новорожденных проведение

Непрямой массаж сердца новорожденному алгоритм

Реанимация новорожденных в родильном зале основывается на строго определенной последовательности действий, включающих прогнозирование возникновения критических ситуаций, оценку состояния ребенка сразу после рождения и проведение реанимационных мероприятий, направленных на восстановление и поддержание функции дыхания и кровообращения.

Прогнозирование вероятности рождения ребенка в асфиксии или медикаментозной депрессии основывается на анализе антенатального и интранатального анамнеза.

Факторы риска

1.

К антенатальным факторам риска относят такие заболевания матери как сахарный диабет, гипертензионные синдромы, инфекции, а также употребление матерью наркотиков и алкоголя. Из патологии беременности следует отметить много- или маловодие, перенашивание, задержку внутриутробного развития плода и наличие многоплодной беременности.

2.

Интранатальные факторы риска включают: преждевременные или запоздалые роды, патологические предлежания или положения плода, отслойка плаценты, выпадение петель пуповины, применение общей анестезии, аномалии родовой деятельности, наличие мекония в околоплодных водах и др.

До начала реанимационных мероприятий состояние ребенка оценивается по признакам живорожденности:

  • наличию самостоятельного дыхания,
  • сердцебиения,
  • пульсации пуповины,
  • произвольных мышечных движений.

При отсутствии всех 4-х признаков ребенок считается мертворожденным и реанимации не подлежит. Наличие хотя бы одного признака живорожденности является показанием к незамедлительному началу реанимационных мероприятий.

Алгоритм реанимационной помощи

Алгоритм реанимационной помощи определяется тремя основными признаками:

  • наличием самостоятельного дыхания;
  • частотой сердечных сокращений;
  • цветом кожных покровов.

Оценка по шкале Апгар производится, как и было принято, на 1-й и 5-й минутах, для определения степени тяжести асфиксии, но ее показатели не оказывают никакого влияния на объем и последовательность реанимационных мероприятий.

Первичная помощь новорожденным в роддоме

Начальные мероприятия (продолжительность 20-40 с ).

При отсутствии факторов риска и светлых околоплодных водах сразу после рождения пересекают пуповину, ребенка насухо вытирают теплой пеленкой и помещают под источник лучистого тепла.

Если имеется большое количество слизи в верхних дыхательных путях, то производится ее отсасывание из ротовой полости и носовых ходов с помощью баллончика или катетера, подключенного к электроотсосу.

При отсутствии дыхания проводятся легкие тактильные стимуляции путем 1-2-х кратного похлопывания по стопам.

При наличии факторов асфиксии и патологических примесях в околоплодных водах (меконий, кровь) аспирация содержимого ротовой полости и носовых ходов выполняется сразу же после рождения головки (до рождения плечиков). После рождения патологические примеси аспирируют из желудка и трахеи.

I. Первая оценка состояния и действия:

А. Дыхание.

1.

Отсутствует (первичное или вторичное эпноэ) – начать ИВЛ;

2.

Самостоятельное, но неадекватное (судорожное, поверхностное, нерегулярное) – начать ИВЛ;

3.

Самостоятельное регулярное – оценить частоту сердечных сокращений (ЧСС).

Б. Частота сердечных сокращений.

1.

ЧСС менее 100 ударов в 1 мин. – проводить масочную ИВЛ 100% кислородом до нормализации ЧСС;

2.

ЧСС более 100 ударов в мин. – оцените цвет кожных покровов.

В. Цвет кожных покровов.

1.

Полностью розовые или розовые с цианозом кистей и стоп – наблюдать;

2.

Цианотичные – проводить ингаляцию 100% кислорода через лицевую маску до исчезновения цианоза.

Техника искусственной вентиляции легких

Искусственная вентиляция легких проводится саморасправляющимся мешком (Ambu, Penlon, Laerdal и т.п.) через лицевую маску или интубационную трубку. Перед началом ИВЛ мешок подключается к источнику кислорода, желательно через увлажнитель газовой смеси.

Ребенку под плечи подкладывают валик и слегка запрокидывают голову. Маску накладывают на лицо так, чтобы она верхней частью обтуратора легла на переносицу, а нижней – на подбородок.

При надавливании на мешок должна отчетливо прослеживаться экскурсия грудной клетки.

Показаниями к использованию ротового воздуховода при масочной вентиляции являются: двусторонняя атрезия хоан, синдром Пьера-Робена и невозможность обеспечения свободной проходимости дыхательных путей при правильной укладке ребенка.

Интубация трахеи и переход на ИВЛ через интубационную трубку показан при подозрении на диафрагмальную грыжу, неэффективности масочной вентиляции в течение 1 минуты, а также при апноэ или неадекватном дыхании у ребенка с гестационным возрастом менее 28 недель.

Искусственная вентиляция легких проводится 90-100% кислородно-воздушной смесью с частотой 40 вдохов в 1 минуту и отношением времени вдоха к выдоху 1:1.

После проведения вентиляции легких в течение 15-30 секунд вновь контролируется частота сердечных сокращений.

При ЧСС выше 80 в минуту – продолжите ИВЛ до восстановления адекватного самостоятельного дыхания.

При ЧСС менее 80 ударов в минуту – продолжая ИВЛ начните непрямой массаж сердца.

Техника непрямого массажа сердца

Ребенок укладывается на твердую поверхность.

Двумя пальцами (средним и указательным) одной кисти или двумя большими пальцами обеих кистей производят надавливание на границе нижней и средней трети грудины с частотой 120 в минуту.

Смещение грудины по направлению к позвоночнику должно составлять 1,5-2 см. Вентиляция легких и массаж сердца не синхронизируют, т.е. каждая манипуляция проводится в своем ритме.

Через 30 секунд после начала закрытого массажа сердца вновь контролируют ЧСС.

При ЧСС выше 80 ударов в минуту – прекратите массаж сердца и продолжайте ИВЛ до восстановления адекватного самостоятельного дыхания.

При ЧСС ниже 80 в минуту – продолжите непрямой массаж сердца, ИВЛ и начните медикаментозную терапию.

Медикаментозная терапия

При асистолии или ЧСС ниже 80 ударов в минуту безотлагательно вводят адреналин в концентрации 1:10000. Для этого 1 мл ампулированного раствора адреналина разводят в 10 мл физиологического раствора. Приготовленный таким образом раствор набирают в количестве 1 мл в отдельный шприц и вводят струйно внутривенно или эндотрахеально в дозе 0,1-0,3 мл/кг массы тела.

Через каждые 30 секунд повторно контролируют ЧСС.

Если ЧСС восстанавливается и превышает 80 ударов в минуту – прекратите массаж сердца и введение других лекарственных препаратов.

При асистолии или ЧСС ниже 80 ударов в минуту – продолжите непрямой массаж сердца, ИВЛ и медикаментозную терапию.

Повторите введение адреналина в той же дозе (при необходимости это можно делать каждые 5 минут).

Если у больного есть признаки острой гиповолемии, что проявляется бледностью, слабым нитевидным пульсом, низким артериальным давление, то ребенку показано введение 5% раствора альбумина или физиологического раствора в дозе 10-15 мл/кг массы тела. Растворы вводят внутривенно в течение 5-10 минут. При сохраняющихся признаках гиповолемии допустимо повторное введение указанных растворов в той же дозе.

Введение натрия гидрокарбоната показано при подтвержденном декомпенсированном метаболической ацидозе (рН 7,0; ВЕ -12), а также при отсутствии эффекта от ИВЛ, массажа сердца и медикаментозной терапии (предполагаемый тяжелый ацидоз, препятствующий восстановлению сердечной деятельности). Раствор натрия гидрокарбоната (4%) вводят в вену пуповины из расчета 4 мл/кг массы тела (2 мэкв/кг). Скорость введения препарата – 1 мэкв/кг/мин.

Если в течение 20 минут после рождения, несмотря на проводимые в полном объеме реанимационные мероприятия, у ребенка не восстанавливается сердечная деятельность (сердцебиения отсутствуют) – реанимацию в родильном зале прекращают.

При положительном эффекте от реанимационных мероприятий ребенок должен быть переведен в отделение (палату) интенсивной терапии, где будет продолжено специализированное лечение.

Первичная реанимация новорожденных

Смерть – это гибель клеток организма вследствие прекращения снабжения их кровью, которая несет кислород и питательные вещества.

Клетки погибают после внезапной остановки сердца и дыхания хотя и быстро, но не мгновенно.

Больше всех страдают от прекращения снабжения кислородом клетки головного мозга, особенно его коры, то есть того отдела, от функционирования которого зависят сознание, духовная жизнь, деятельность человека как личности.

Если кислород не поступает в клетки коры головного мозга в течение 4 – 5 мин, то они необратимо повреждаются и гибнут. Клетки других органов, в том числе и сердца, более жизнеспособны.

Поэтому если дыхание и кровообращение быстро восстановить, то возобновится и жизнедеятельность этих клеток.

Однако это будет только биологическое существование организма, сознание же, психическая деятельность либо не восстановятся совсем, либо будут глубоко изменены. Поэтому оживление человека необходимо начинать как можно раньше.

Вот почему каждому необходимо знать методы первичной реанимации детей, то есть усвоить комплекс мероприятий по оказанию помощи на месте происшествия, предупреждению смертельного исхода и оживлению организма. Уметь делать это – долг каждого.

Бездеятельность в ожидании медицинских работников, чем бы она ни мотивировалась – растерянностью, страхом, неумением, – должна рассматриваться как невыполнение морального и гражданского долга по отношению к погибающему человеку.

Если же это касается вашей любимой крохи – знать основы реанимационной помощи просто необходимо!

Проведение реанимации новорожденному

Как проводится первичная реанимация детей?

Сердечно-легочная и церебральная реанимация (СЛЦР) – это комплекс мероприятий, направленный на восстановление нарушенных при терминальных состояниях основных жизненно важных функций организма (сердца и дыхания) с целью предотвращения гибели головного мозга. Такая реанимация направлена на оживление человека после остановки дыхания.

Ведущими причинами терминальных состояний, развившихся вне лечебных учреждений, в детском возрасте являются синдром внезапной смерти новорожденных, автомобильная травма, утопление, нарушение проходимости верхних дыхательных путей. Максимальное число летальных исходов у детей приходится на возраст до 2 лет.

Периоды сердечно-легочной и церебральной реанимации:

  • Период элементарного поддержания жизни. В нашей стране его называют немедленным этапом;
  • Период дальнейшего поддержания жизни. Его часто обозначают как специализированный этап;
  • Период продолжительного и длительного поддержания жизни, или постреанимационный.

На этапе элементарного поддержания жизни выполняют приемы по замещению («протезированию») жизненно важных функций организма – сердца и дыхания. При этом мероприятия и их последовательность условно обозначают хорошо запоминающейся аббревиатурой из трех английских букв АБС:

А

– от англ. airway, дословно открытие дыхательных путей, восстановление проходимости дыхательных путей;

В

– breath for victim, дословно – дыхание для жертвы, ИВЛ;

С

– circulation his blood, дословно – обеспечение его кровотока, наружный массаж сердца.

Транспортировка пострадавших

Функционально обоснованным для транспортировки детей является:

  • при тяжелой гипотонии – горизонтальное положение с опущенным головным концом на 15°;
  • при повреждении грудной клетки, острой дыхательной недостаточности различной этиологии – полусидячее;
  • при повреждении позвоночника – горизонтальное на щите;
  • при переломах тазовых костей, повреждениях органов брюшной полости – ноги согнуты в коленях и тазобедренных; суставах и разведены в стороны («положение лягушки»);
  • при травмах черепа и головного мозга с отсутствием сознания – горизонтальное на боку или на спине с приподнятым головным концом на 15°, фиксацией головы и шейного отдела позвоночника.

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/anestezia117.html

Этаты проведения реанимационных действий для новорожденных

Непрямой массаж сердца новорожденному алгоритм

Реанимация и интенсивная терапия новорожденных проводится в специальных отделениях, а не в родильном зале. Чаще всего в терапии нуждаются недоношенные дети.

Примерно 5 – 10% новорожденных нуждаются в медицинской помощи в родильном зале. 1% требует реанимации. Правильное предоставление первой помощи способствует снижению детской смертности на 6 – 42%. Алгоритм оказания нужных методов реанимации повысит выживаемость недоношенных детей.

Все реанимационные действия выполняются согласно протоколу. Этот протокол содержит мероприятия для проведения сердечно-легочной реанимации.

Необходимость в реанимации

Большинство детей рождается весьма активными с деятельностью всех органов, систем. Всего 10% новорожденных нуждаются в незначительной помощи в родильном зале, а 1% требует серьезную реанимацию, которая заключается в интубации, введении некоторых лекарственных препаратов, непрямом массаже сердца, предоставлении кислорода.

Новорожденный нуждается в реанимации в том случае, когда у него наблюдается:

  • низкий мышечный тонус;
  • цианоз;
  • брадикардия;
  • депрессия дыхания;
  • низкое артериальное давление.

Асфиксия новорожденного

Очень часто реанимация детей нужна при асфиксии, которая возникает при нехватке кислорода. Асфиксия бывает:

  • тяжелая;
  • средняя;
  • умеренная.

Частота проявлений асфиксии у новорожденных в РФ согласно показателям 2003 года составляет 16,5%. Летальные исходы встречаются чаще среди недоношенных детей (1,16%). От эффективности сердечно-легочной реанимации зависит будущее недоношенного малыша.

Алгоритм реанимации

После родов мед персонал наблюдает за новорожденным. Все дети после родов нуждаются в первоначальном определении необходимости в оказании помощи в отделении реанимации. Сразу же после родов мед персонал обращает внимание на такие пункты:

  • доношенность малыша;
  • чистота вод;
  • наличие дыхания, его качество;
  • наличие крика;
  • состояние мышечного тонуса.
  • нормотермия;
  • тактильная стимуляция (обтирание);
  • проходимость дыхательных путей.

Также выполняется оценка дыхания, цвета кожи, ЧСС.

При наличии нарушений дыхания, недостатка кислорода, нарушение сердечно-легочной работы ребенка нужно поместить из родильного зала в отделение реанимации, в котором специалисты правильно выполнят весь необходимый алгоритм действий:

  1. Обеспечат малышу тепло. Его стоит поместить под источник тепла;
  2. Прочистят дыхательные пути. Для этого необходимо положить малыша на спину, его шея должна быть слегка разогнутая;
  3. Вытрут малыша насухо;
  4. Стимулируют дыхание;
  5. Предоставят кислород ребенку. Кислород необходимо подавать согретым, увлажненным при длительности подачи больше 5 минут. Поток кислорода должен составлять 5 литров в минуту. Малышу следует предоставить необходимое количество кислорода. Кислорода достаточно тогда, когда малыш порозовеет;
  6. Восстановят сердечно-легочную функцию;
  7. Проведут тактильную стимуляцию.

Вот так выглядит алгоритм оказания медицинской помощи в отделении реанимации для восстановления сердечно-легочной деятельности.

Запрещено:

  1. Сжатие грудной клетки. После этого может наступить перелом ребер, нарушение дыхания, пневмоторакс;
  2. Прижимание бедер к животу. Результатом может быть разрыв печени, селезенки;
  3. Применение компрессов (горячих, холодных). Они могут вызвать гипотермию, гипертермию, ожоги;
  4. Встряхивание малыша после родов. Это действие может вызвать повреждение головного мозга.

Набор для реанимации

Для выполнения реанимационных мероприятий необходим специальный набор. Набор составляется соответственно установленным стандартам. Использование такого набора весьма широко: в родильном отделении, в машине, на станции скорой помощи. Использование набора возможно в любых условиях.

В состав набора входят инструменты, аппараты, необходимые для:

  1. Восстановления проходимости дыхательных путей;
  2. Аспирации;
  3. Выполнения искусственной вентиляции легких.

В набор входят: мешок, 2 маски, 2 воздуховода, ручной отсос, полный комплект инструментов, необходимых при обеспечении проходимости дыхательных путей.

Этапы реанимации

Реанимация новорожденных проводится в несколько этапов. Обычно на объем, последовательность реанимационных мероприятий после родов влияют такие аспекты:

  1. ЧСС;
  2. Наличие самостоятельного дыхания;
  3. Цвет кожных покровов.

1 этап

На восстановление легочной работы выделяется 20 – 25 секунд. Благодаря современной аппаратуре все возможно, врач:

  1. Очищает ротоглотку ребенка сразу после рождения;
  2. Отделяет малыша без ожидания прекращения пульсации пуповины;
  3. Предоставление источника тепла;
  4. Обтирание;
  5. Очищение ротоглотки посредством отсасывания содержимого;
  6. Тактильная стимуляция легочного дыхания. Щелчки по пяткам (1 – 2).

2 этап

Длится 20 – 30 сек. Заключается в подаче ребенку кислорода посредством маски, саморасправляющегося мешка. Выполняется легочная вентиляция недоношенным детям. Для стимуляции легочной работы могут вводить налорфин, этимизол.

3 этап

Предполагает восстановление, поддержание сердечной деятельности, гемодинамики. Заключается в сердечной реанимации. Ребенку выполняют непрямой массаж сердца в течение 20 – 30 сек совместно с искусственной вентиляцией легких.

Мероприятия в отделении реанимации проводятся соответственно протоколу первичной, реанимационной помощи в родильном зале. Протокол содержит указания по оказанию помощи доношенным, недоношенным детям. В этом протоколе содержится последовательность оказания первой помощи:

  1. Прогнозирование мероприятий;
  2. Оценка состояния малыша после родов;
  3. Восстановление проходимости легочных путей;
  4. Восстановление легочной, сердечной деятельности;
  5. Использование медикаментов.

Источник: http://VseOpomoschi.ru/reanimaciya/reanimaciya-novorozhdennyx.html

Правила проведения непрямого массажа сердца для ребенка

Непрямой массаж сердца новорожденному алгоритм

При остановке сердечной деятельности пациенту в неотложном порядке проводят непрямой массаж сердца для восстановления сердцебиения.

У ребенка присутствует ряд особенностей (преобладание хрящевой ткани над костной, более отрицательное давление в плевральной полости и т.д.), в связи с чем техника непрямого массажа сердца у детей немного отличается.

Часто реанимационные мероприятия детям проводят при перинатальных патологиях (удушье, загрязнение околоплодных вод) прямо в родильном зале.

В каких случаях необходимо выполнять непрямой массаж сердца у детей

Непрямой массаж сердца у детей является частью реанимационных мероприятий, которые стоит выполнять в условиях клинической смерти (остановка дыхания и/или сердцебиения). Его начинают проводить в том случае, когда наблюдается загрязнение околоплодных вод, ребенок не реагирует на раздражение (находится без сознания).

Показанием для реанимационных процедур являются тотальный цианоз (синюшность) кожных покровов и преждевременные роды.

В норме у ребенка сердцебиение должно быть чаще ста ударов в минуту. Закрытый массаж сердца новорожденному проводят при частоте сердечных сокращений меньше 60 ударов, после того как в течение 30 секунд ребенку проводилась искусственная вентиляция легких чистым кислородом

Особенности выполнения непрямого массажа сердца у новорожденных и детей постарше

Основная особенность, которую стоит учитывать при проведении закрытого массажа сердца у детей, – мягкая структура костной ткани из-за большого процентного содержания хрящевых волокон.

Поэтому его проводят в данном случае двумя способами: либо кончиками больших пальцев одной руки, в то время как остальная часть рук поддерживает спину, либо кончиками пальцев одной руки (второго и третьего пальца, например), придерживая спину другой рукой.

Подобное выполнение помогает минимально травмировать грудную клетку младенца.

Непрямой массаж сердца новорожденному проводят всегда вместе с искусственной вентиляцией легких. Важно, чтобы эти два процесса не выполнялись одновременно и при этом во время проведения искусственного дыхания руки не отводились от грудной клетки ребенка.

Глубина надавливания при проведении реанимации детям составляет 1-2 см для новорожденного ребенка, 2-4 см для ребенка постарше. Частота выполнения надавливаний составляет 150 раз в минуту для новорожденного, 120-130 движений для ребенка школьного возраста.

У детей постарше принципы реанимации сходны с теми, что проводят взрослым. Разница заключается в частоте надавливаний на грудную клетку, которая на 20-30 нажатий меньше, и более щадящем режиме выполнения (пальцы при надавливаниях не касаются грудной клетки с целью смещения центра тяжести тела реаниматора).

Методика выполнения массажа сердца у ребенка

Для проведения реанимационных мероприятий пациент укладывается в горизонтальное положение, под нижний конец тела подкладывается что-то для улучшения притока крови. Реаниматор кладет свою руку на нижнюю треть грудины ребенка, что соответствует линии между сосками.

Также можно отмерить два поперечных пальца над мечевидным отростком. Вторая рука кладется под прямым углом над ведущей. Нажатия совершаются резко, целью их является компрессия грудной полости на одну треть от исходного размера.

Важным моментом является работа не руками, а весом собственного тела.

Оказание неотложной помощи младенцу выполняется сугубо пальцами реаниматора с поддержанием спины ребенку. Алгоритм непрямого массажа сердца новорожденному требует, чтобы к данной процедуре приступали только в случае неэффективной легочной реанимации на протяжении 30 секунд.

Минимальная частота, при которой сердечная реанимация у новорожденного считается эффективной, составляет 90 нажатий в минуту (это соответствует трем надавливаниям за две секунды после одного вдоха).

Результат существенно улучшается при увеличении частоты надавливания до 150 нажатий в минуту, поскольку американские протоколы советуют проводить непрямой массаж с максимально возможной для реаниматора частотой.

Оценка эффективности проведения закрытого массажа сердца у ребенка

Успешно проведенным считается реанимационное мероприятие, после которого на сонной и/или бедренной артерии визуализируется пульс, а также наступает сужение расширенных зрачков.

Наличие пульсовой волны говорит о восстановлении сердцебиения, достаточного для создания давления в кровеносном русле.

Сужение зрачка свидетельствует о наличии базовых рефлексов, которые замыкаются на уровне продолговатого мозга.

Непрямой массаж сердца ребенку проводят только в том случае, когда длительность клинической смерти не превышает пяти минут, и заканчивают, если не удается восстановить спонтанное дыхание и сердцебиение в течение 10 минут

Основные принципы выполнения непрямого массажа сердца у взрослых

Проведения реанимационных мероприятий у взрослых регламентируется протоколом ABC.

Данное положение указывает строгий порядок оказания помощи, в который входит восстановление проходимости дыхательных путей искусственным дыханием и непрямым массажем сердца.

По последним данным, после восстановления дыхательных путей при выполнении более ста нажатий в минуту на грудную клетку, сохраняя необходимую глубину компрессии, можно не выполнять искусственное дыхание.

Массаж выполняется нажатием расположенных под прямым углом друг к другу рук на нижнюю треть грудины.

Ребенок не дышит. Первая помощь: массаж сердца:

Проведение непрямого массажа сердцаПроведение искусственного дыханияКак делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца: курсы выживания07-01-Непрямой массаж сердца-выбор точки.AVI

Источник: https://reabilitilog.ru/metody/massazh/nepriamoi-massazh-serdtca-rebenku.html

Алгоритм сердечно-легочной реанимации у детей и взрослых: правила оказания неотложной помощи | ОкейДок

Непрямой массаж сердца новорожденному алгоритм

Нечасто, но бывают такие случаи: шел человек по улице, ровно, уверенно и вдруг упал, перестал дышать, синеет. В таких случаях обычно окружающие вызывают «Скорую» и долго ждут.

Через пять минут прибытие специалистов уже не нужно — человек умер.

И исключительно редко рядом оказывается человек, знающий алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации и способный применить свои действия на деле.

Причины остановки сердца Этапы сердечно-легочной реанимации Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация у взрослых и подростков Особенности сердечно-легочной реанимации у детей

Причины остановки сердца

В принципе любая болезнь может вызвать остановку сердца. Поэтому перечислять все те сотни заболеваний, которые известны специалистам, бессмысленно да и незачем. Однако наиболее часто к остановке сердца приводят:

  • сердечные заболевания;
  • травмы;
  • утопления;
  • удары электрическим током;
  • интоксикации;
  • инфекции;
  • остановка дыхания в случае аспирации (вдыхания) инородного тела — эта причина чаще всего возникает у детей.

Впрочем, независимо от причины, алгоритм действий при сердечно-легочной реанимации всегда остается одинаковым.

Этапы сердечно-легочной реанимации

В фильмах очень часто показывают попытки героев реанимировать умирающего человека. Обычно это выглядит так — к неподвижно лежащему пострадавшему подбегает положительный персонаж, падает рядом с ним на колени и начинает интенсивно давить ему на грудь.

Всем своим артистизмом он показывает драматичность момента: подпрыгивает над человеком, дрожит, плачет или кричит. Если дело происходит в больнице, врачи обязательно сообщают, что «он уходит, мы его теряем». Если по замыслу сценариста пострадавший должен жить — он выживет.

Однако шансов на спасение в реальной жизни у такого человека нет, так как «реаниматор» все сделал неправильно.

В 1984 году австрийский анестезиолог Петер Сафар предложил систему АВС. Этот комплекс лег в основу современных рекомендаций по сердечно-легочной реанимации и уже более 30 лет этим правилом пользуются все без исключения врачи. В 2015 году Американская ассоциация кардиологов выпустила обновленное руководство для практических специалистов, в котором детально освещены все нюансы алгоритма.

Алгоритм АВС — это последовательность действий, дающих максимальный шанс пострадавшему на выживание. Суть его заключена в самом его названии:

  • Airway – дыхательные пути: выявление их закупорки и ее устранение, чтобы обеспечить проходимость гортани, трахеи, бронхов;
  • Breathing – дыхание: проведение искусственного дыхания по специальной методике с определенной частотой;
  • Circulation – обеспечение кровообращения при остановке сердца путем его наружного (непрямого массажа).

Сердечно-легочная реанимация по алгоритму АВС может проводиться любым человеком, даже не обладающим медицинским образованием. Это — те базовые знания, которыми должен владеть каждый.

Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация у взрослых и подростков

В первую очередь вам следует обеспечить безопасность пострадавшего, не забывая и о себе. Если вы извлекли человека из попавшей в аварию машины, немедленно оттащите его подальше от нее. Если рядом бушует пожар — сделайте то же самое. Переместите пострадавшего в любое ближайшее безопасное место и приступайте к следующему этапу.

Сейчас нужно убедиться, что человек действительно нуждается в СЛР. Для этого спросите его «Как вас зовут?» Именно этот вопрос лучше всего привлечет внимание пострадавшего, если он находится в сознании, пусть даже помутненном.

Если он не отвечает, потормошите его: слегка ущипните за щеку, похлопайте по плечу. Не перемещайте пострадавшего без лишней необходимости, так как вы не можете быть уверены в отсутствии травм, если обнаружили его уже в бессознательном состоянии.

При отсутствии сознания убедитесь в наличии или отсутствии дыхания. Для этого приложите ухо ко рту пострадавшего. Здесь действует правило «Видеть. Слышать. Осязать»:

  • вы видите движения грудной клетки;
  • вы слышите звук выдыхаемого воздуха;
  • вы осязаете щекой движение воздуха.

В кино часто для этого прикладывают ухо к груди. Этот метод сравнительно действенен, только если грудная клетка больного полностью обнажена. Даже один слой одежды исказит звук и вы ничего не поймете.

Одновременно с проверкой дыхания вы можете выяснить наличие пульса. Не ищите его на запястье: лучший способ выявления пульса — пальпация сонной артерии.

Для этого поместите указательный и безымянный палец на верхушку «адамова яблока» и сместите их в сторону задней части шеи, пока пальцы не упрутся в мышцу, проходящую сверху вниз.

Если пульсация отсутствует, значит сердечная деятельность остановилась и необходимо приступать к спасению жизни.

Внимание! На проверку наличия пульса и дыхания у вас есть 10 секунд!

Следующий этап — убедитесь, что во рту у пострадавшего нет никаких инородных тел.

Ни в коем случае ищите их наощупь: у человека могут начаться судороги и ваши пальцы попросту откусят либо вы можете случайно сорвать искусственную коронку зуба или мост, которые попадут в дыхательные пути и вызовут асфиксию. Удалять можно только те инородные тела, которые видны снаружи и находятся близко к губам.

Теперь привлеките внимание окружающих, попросите их вызвать «Скорую», а если вы одни — сделайте это сами (звонок в тревожные службы — бесплатный), после чего начинайте проводить сердечно-легочную реанимацию.

Положите человека на спину на твердой поверхности — земля, асфальт, стол, пол. Запрокиньте его голову, выдвиньте нижнюю челюсть вперед и приоткройте рот пострадавшего — это предотвратит западение языка и позволит эффективно проводить искусственное дыхание (тройной маневр Сафара).

При подозрении на травму шеи или если человек был обнаружен уже без сознания, ограничьтесь только выдвижением нижней челюсти и приоткрыванием рта (двойной маневр Сафара). Иногда этого оказывается достаточным, чтобы человек начал дышать.

Внимание! Наличие дыхания практически стопроцентно свидетельствует о том, что сердце человека работает. Если пострадавший дышит, его следует повернуть набок и оставить в таком положении до прибытия врачей. Наблюдайте за пострадавшим ,каждую минуту проверяя наличие пульса и дыхания.

При отсутствии пульса начинайте наружный массаж сердца. Для этого, если вы правша, то поместите основание правой ладони на нижнюю треть грудины (2-3 см ниже условной линии, проходящей через соски). Наложите на него основание левой ладони и переплетите пальцы, как показано на рисунке.

Руки должны быть прямыми! Нажимайте всем телом на грудную клетку пострадавшего с частотой 100-120 нажатий в минуту. Глубина нажатия — 5-6 см. Не делайте больших перерывов — отдыхать можно не более 10 секунд. Давайте грудной клетке полностью расправиться после нажатия, но не отрывайте рук от нее.

Наиболее эффективный метод искусственного дыхания — «изо рта в рот». Для его проведения после тройного или двойного маневра Сафара накройте рот пострадавшего своим ртом, зажмите его нос пальцами одной руки и произведите энергичный выдох длительностью 1 секунда. Дайте больному выдохнуть.

Эффективность искусственного дыхания определяется движениями грудной клетки, которая должна подниматься и опускаться при вдохе-выдохе. Если этого нет, значит у человека закупорены дыхательные пути. Проверьте еще раз ротовую полость — возможно, вы увидите инородное тело, которое можно извлечь. В любом случае не прерывайте сердечно-легочную реанимацию.

ВНИМАНИЕ! По рекомендациям Американской ассоциации кардиологов вы можете отказаться от проведения искусственного дыхания, так как компрессии грудной клетки обеспечивают организму необходимый минимум воздуха.

Однако искусственное дыхание повышает на несколько процентов вероятность положительного эффекта от СЛР.

  Поэтому по возможности его все-таки следует проводить, помня о том, что человек может быть болен инфекционным заболеванием типа гепатита или ВИЧ-инфекции.

Один человек не способен одновременно и нажимать на грудную клетку и проводить искусственное дыхание, поэтому действия следует чередовать: после каждых 30 нажатий должны производиться 2 дыхательных движения.

Каждые две минуты следует останавливаться и проверять наличие пульса. Если он появится — нажатия на грудную клетку следует прекратить.

Подробный алгоритм проведения  сердечно-легочной реанимации взрослым и подросткам представлен в видео-обзоре:

Когда прекращать сердечно-легочную реанимацию

Прекращение сердечно-легочной реанимации производится:

  • при появлении самостоятельного дыхания и пульса;
  • при появлении признаков биологической смерти;
  • спустя 30 минут после начала реанимационных мероприятий;
  • если реаниматор полностью истощен физически и не способен дальше производить СЛР.

Многочисленные исследования показывают, что проведение сердечно-легочной реанимации более 30 минут может привести к появлению сердечного ритма. Однако за это время кора головного мозга погибает и человек не способен прийти в себя. Именно поэтому установлен получасовой интервал, в течение которого у пострадавшего есть шанс на выздоровление.

Особенности сердечно-легочной реанимации у детей

В детском возрасте более частой причиной клинической смерти является асфиксия. Поэтому этой категории пациентов особенно важно проводить весь комплекс реанимационных мер — и наружный массаж сердца, и искусственное дыхание.

Обратите внимание: если взрослого человека допускается оставить на очень короткое время для того, чтобы позвать на помощь, то ребенку сначала надо в течение двух минут проводить СЛР, и лишь после этого можно отлучиться на несколько секунд.

Проводить нажатия грудной клетки у ребенка следует с той же частотой и амплитудой, что и у взрослых. В зависимости от его возраста нажимать можно двумя или одной рукой. У грудничков эффективен метод, при котором грудную клетку малыша обхватывают обеими ладонями, помещая большие пальцы на середину грудины, а остальные плотно прижимают к бокам и спинке. Нажатия производят большими пальцами.

Соотношение нажатий и дыхательных движений у детей может быть либо 30:2, либо если реаниматоров двое — 15:2. У новорожденных соотношение составляет 3 нажатия на одно дыхательное движение.

Рекомендуем посмотреть видео-обзор, в котором доктор Комаровский рассказывает об особенностях сердечно-легочной реанимации детей: 

Остановка сердца — не такое редкое явление, как кажется, и своевременно оказанная помощь может дать человеку неплохой шанс на дальнейшую жизнь. Обучиться алгоритму действий в экстренных ситуациях может каждый. Для этого даже не нужно поступать в медицинский институт. Достаточно просмотра качественных обучающих видео по сердечно-легочной реанимации, нескольких уроков с инструктором и периодического обновления знаний — и вы сможете стать пусть непрофессиональным, но спасателем. И кто знает, может быть, когда-нибудь вы дадите кому-то шанс на жизнь.

Бозбей Геннадий Андреевич, врач скорой медицинской помощи

52,282  20 

(183 голос., 4,62 из 5)
Загрузка…

Источник: https://okeydoc.ru/algoritm-serdechno-legochnoj-reanimacii-u-detej-i-vzroslyx-pravila-okazaniya-neotlozhnoj-pomoshhi/

Как правильно делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца ребенку: оказание экстренной помощи

Непрямой массаж сердца новорожденному алгоритм

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца ребенку должны уметь делать не только реаниматологи, но и любой человек с активной гражданской позицией. Никому неизвестно, какая может возникнуть жизненная ситуация, и кому может понадобиться ваша экстренная помощь в тот или ной момент. Любые знания и умения никогда не бывают лишними – особенно такие важные, как спасение жизни человека.

Остановка дыхания — вне зависимости от причины — представляет серьезнейшую опасность для жизни. Больной теряет сознание, не воспринимает обращенные к нему слова. Действенная помощь должна быть оказана немедленно, в течение ближайших минут.

Остановка сердца означает остановку кровообращения, кровь больше не течет по сосудам. Жизненно важные органы, прежде всего мозг и почки, могут существовать без поступления кислорода лишь в течение нескольких минут, иначе ребенок или подросток может умереть.

Алгоритм действий при выполнении искусственного дыхания и непрямого массажа детям подробно описан на этой странице.

Как оценить ситуацию при остановке дыхания или сердца и что делать

При остановке дыхания или сердца у ребенка необходимо точно оценить ситуацию:

  • Остановка дыхания полная?
  • Ребенок хватает воздух ртом, как рыба, вытащенная на сушу?
  • Сердце еще бьется?

Выявить причины остановки дыхания:

  • Внезапная смерть ребенка?
  • Аспирация? Вызвана ли она тем, что в дыхательные пути попала пища или твердое инородное тело?
  • Отравление угарным газом? (кожа приобретает винно-красный оттенок)
  • Травма с поражением дыхательного центра?

Во всех случаях тело ребенка неподвижно распростерто, расслаблено.

  • Судорожный припадок с остановкой дыхания? В этом случае тело напряжено, стопы и ладони сжаты, кожа синюшно. Дыхание останавливается из-за предельного сокращения мышц. Здесь искусственное дыхание бесполезно, даже вредно!

Что нужно делать при остановке дыхания или остановке сердечной деятельности у ребенка:

  • Если сердце еще бьется, необходимо сделать искусственное дыхание.
  • При подозрении на попадание инородного тела нужен закрытый массаж или «вытряхивание». Затем искусственное дыхание.
  • Если же остановилось и сердце, то в сочетании с искусственным дыханием надо проводить и массаж сердца.

Далее подробно описано, как сделать ребенку искусственное дыхание.

Как сделать ребенку искусственное дыхание: оказание неотложной помощи

Алгоритм действий, как правильно делать искусственное дыхание ребенку:

  1. Освободить дыхательные пути от слизи, крови, рвоты, конфет, иных инородных тел. А также снять имеющиеся шины на зубах. Если откачивают утонувшего, удалить воду, поместив голову пострадавшего ниже туловища!
  2. Вдувание: подросткам (и взрослым) изо рта в нос. Маленьким детям (и младенцам) изо рта в рот или одновременно в рот и в нос.

Искусственное дыхание изо рта в нос. Воздух вдувается в нос . Ребенок лежит на спине на жестком основании. Тот, кто оказывает помощь, стоит или становится на колени около потерпевшего.

Одной рукой запрокидывает голову ребенка, охватив ладонью подбородок, выдвигая его вперед и вверх, чтобы воспрепятствовать заглатыванию языка. Другая ладонь охватывает темя ребенка.

Обе руки жестко фиксируют позу запрокинутой головы.

Обеспечение притока воздуха. Помощник делает вдох. Затем он обхватывает своим ртом нос пострадавшего ребенка и вдувает выдыхаемый воздух под значительным давлением. Эффективность искусственного дыхания можно определить по подъему грудной клетки ребенка.

Выход воздуха. Следует освободить нос ребенка, и последует самостоятельный выдох, за счет обратного опускания его грудной клетки.

Искусственное дыхание ребенку способом «изо рта в рот». Ребенок при этом должен лежать на спине, его голову следует держать так же, как было описано выше, с той лишь разницей, что рот помощника должен плотно охватывать рот ребенка, у которого нет дыхания. Если пострадавшим является маленький ребенок, то своим ртом спасающий может одновременно обхватывать нос и рот пациента.

Частота искусственного дыхания:

  • Дети школьного возраста (и взрослые) — 20 раз в минуту.
  • Дети младшего возраста — 30 раз в минуту.
  • Дети грудного возраста — 35 раз в минуту.

В следующем разделе статьи вы узнаете, как делать непрямой массаж сердца ребенку.

Закрытый массаж при остановке сердца у ребенка

Если ребенок или подросток найден без сознания, что обусловлено несчастным случаем, и пульс у него больше не прощупывается или удары сердца невозможно услышать через грудную стенку, необходимо немедленно начинать массаж сердца.

Еще важнее понять, достаточно ли функционирует дыхание пострадавшего. Если ребенок не дышит, необходимо искусственное дыхание, как его делать, смотрите выше.

При массаже сердца передняя стенка груди двигается относительно позвоночника вниз, таким образом, сердце также сокращается и кровь выбрасывается в большие артерии. Если этот нажим повторить, сердце снова забьется.

Больного следует положить на спину на твердую ровную поверхность, голову запрокинуть, немного повернув ее в сторону, чтобы он не захлебнулся рвотными массами.

Ноги следует положить повыше или прочно перевить их широкими бинтами, чтобы кровь из них потекла в туловище и лучше заполнила важнейшие кровеносные сосуды.

Техника проведения массажа сердца у грудных детей: двумя пальцами — указательным и средним — резко и достаточно сильно нажимают на середину грудины ребенка. Частота — 120 надавливаний в минуту.

Техника проведения непрямого массажа сердца детям дошкольного возраста: нажимать следует подушечками ладони только одной руки. Частота — 90 надавливаний в минуту.

Техника проведения закрытого массажа сердца детямм школьного возраста и взрослым: обе ладони, одну поверх другой, следует положить на нижнюю треть грудины пострадавшего, и сильно и резко нажимать вниз 60 раз в минуту.

При одновременной остановке и сердца и дыхания следует проводить непрямой массаж сердца, сопровождая его искусственным дыханием. Оба действия следует проводить одновременно (вдвоем) или поочередно, если приходится оказывать первую помощь в одиночку.

Заключительный раздел статьи посвящен тому, как делать одновременный непрямой массаж сердца и искусственное дыхание ребенку.

Одновременное искусственное дыхание и непрямой массаж сердца ребенку

Одновременное искусственное дыхание и непрямой массаж сердца ребенку выполняется, если остановка дыхания связана с одновременной или последующей остановкой сердечной деятельности.

Алгоритм действий при этом следующий:

  1. Помощник должен приподнять ноги ребенка или положить его таким образом, чтобы ноги оказались в приподнятом положении. Благодаря этому кровь от головы ребенка оттечет к его жизненно важным органам.
  2. Если спасатель только один: сначала следует сделать искусственное дыхание (6 раз), затем — массаж сердца (нажать на грудную клетку 15 раз), и так далее.
  3. Если искусственное дыхание проводят вдвоем, то один человек проводит массаж сердца, а другой делает искусственное дыхание.

В процессе искусственного дыхания они должны меняться друг с другом местами, чтобы не так быстро уставать.

Продолжительность действий по выполнению одновременного искусственного дыхания и массажа сердца ребенку: при успешном проведении — вплоть до прихода врача, в противном случае — как минимум, в течение 60 минут. Если искусственное дыхание увенчалось успехом, следует продолжить его, пока кожа ребенка снова не порозовеет, зрачки не сузятся, а грудная клетка не начнет самостоятельно подниматься и опускаться.

Источник: http://LechimDetok.ru/uhod/iskusstvennoe-dyhanie-i-massazh-serdtsa-rebenku-11245.html

Моя крошка
Добавить комментарий