Развитие новорожденного по неделям после рождения

Первые дни ребенка после родов

Развитие новорожденного по неделям после рождения

На протяжении первых секунд после рождения ребенок практически полностью обездвижен, не воспринимает звук и свет, не реагирует на болевые раздражители, его мышцы лишены тонуса, не вызываются ни­какие рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис», что в переводе с гре­ческого означает «очищение».

Происходит это из-за колоссального количества самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в последние мгновения родов. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий информаци­онный шок. Плод, на протяжении девяти ме­сяцев находившийся в утробе матери, в од­ночасье оказывается в совершенно иных ус­ловиях.

Вместо постоянной температуры 37°С — температура помещения, кажущая­ся ребенку очень низкой, и надо к ней приспособиться. Вместо постоянно окружавшей его водной среды — воздух, которым надо научиться дышать. Вместо невесомости — сила земного тяготения, к которой надо при­выкать.

Было темно — а теперь вокруг яр­кий свет! Было тихо — а сейчас шквал са­мых разнообразных звуков! В те секунды, которые проходят между рождением и пер­вым криком, малыш находится в особом сос­тоянии.

Чтобы защитить крохотное только что родившееся существо от шока, эволюция создала это защитное состояние — состоя­ние отсутствия реакции на внешние раздра­жители. Длится родовой катарсис очень не­долго и заканчивается в момент пересечения пуповины.

В тот момент, когда рука акушера перерезает этот канал, связывавший мать и дитя, начинается его жизнь, как самостоя­тельного организма. Как только прерывает­ся кровоток по сосудам пуповины, ребенок совершает свой первый вдох.

Этому способ­ствует тот факт, что на протяжении послед­них минут родов в крови плода возрастает доля углекислого газа, а концентрация кис­лорода значительно снижается, что оказы­вает раздражающее действие на дыхатель­ный центр, расположенный в головном моз­ге ребенка.

Из этого центра поступает мощный импульс, сигнализирующий о нарастаю­щей гипоксии (недостатке кислорода), и ре­бенок громко кричит, совершая первый в своей жизни вдох. Легкие его, на протяже­нии всего периода внутриутробного разви­тия заполненные жидкостью, расправляют ся, наполняются воздухом и начинают осу­ществлять одну из основных жизнеобеспе­чивающих функций — дыхание.

В этот же момент начинает свое функци­онирование малый круг кровообращения, не работавший, в силу своей ненужности, все девять месяцев. Его предназначение — пе­ренос обогащенной кислородом крови от легких к сердцу и насыщенной углекислым газом — от сердца к легким.

Поскольку во время внутриутробной жизни легкие плода бездействуют, то и малый круг кровообра­щения не функционирует. Вместо него суще­ствуют каналы (шунты), характерные иск­лючительно для плодового кровообращения — овальное окно между правым и левым предсердием, артериальный проток между аортой и легочной артерией.

Эти шунты прекращают свое функционирование посте­пенно на протяжении нескольких часов, а иногда и дней. Но их существование уже не играет никакой роли в кровообращении. Их наличие — одно из проявлений переходного состояния от внутриутробной жизни к внеутробному существованию.

Именно их нали­чием можно объяснить синюшную окраску конечностей новорожденного в первые часы после рождения.

В первые тридцать минут жизни ребенок пребывает в состоянии максимального нап­ряжения приспособительных реакций. Про­исходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой гово­рилось выше.

На протяжении этого периода ребенок находится в состоянии возбужде­ния, он практически постоянно громко кри­чит (это необходимо для полного расправле­ния легочной ткани), он активен, зрачки его расширены, мышечный тонус, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

Зачем нужно прикладывание ребенка к груди после родов

Будучи на протяжении 40 недель внутри­утробной жизни тесно связанным с мамой, малыш привык постоянно ощущать ритм ее сердца. Теперь же, когда пуповина рассече­на, он внезапно оказывается отлучен от это­го ритма, от привычного тепла.

Но сопри­косновение с материнской кожей возвраща­ет ребенку чувство защищенности; это каса­ется и голоса, который кроха слышал на протяжении последних четырех — пяти не­дель внутриутробного развития.

Есть пред­положение, что ребенок способен узнать мать и по ритму ее сердца, который он чувствует, находясь в непосредственной бли­зости от нее. Больше того, при учащении пульса матери ребенок начинает беспоко­иться и, казалось бы, беспричинно плакать.

И наоборот, когда пульс у матери ровный, спокойный, младенец доволен и испытывает сонливость. Поэтому ваше спокойствие пос­ле родов является основой спокойствия ма­лыша.

Выкладывание ребенка на живот матери является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и малышу о том, что стрессовая ситуация завершилась благо­получно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями.

Контакт «кожа к ко­же» необходим, потому что тактильный ана­лизатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утро­бе у матери.

Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих дете­нышей, когда их лижут, — сколько создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма.

Особое значение имеет прикладывание малыша к груди сразу после рождения. Оно способствует скорейшему завершению ро­дов — отделению последа в результате реф­лекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после ро­дов) также способствует увеличению коли­чества молока и продолжительности перио­да лактации.

Даже если ребенок не будет со­сать, но только полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Таким образом, раннее прикладывание к груди является «пассивной иммунизаци­ей» ребенка, то есть своеобразной привив­кой от многих болезней, так как вместе с мо­лозивом в организм малыша попадают за­щитные антитела.

Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия биллирубина, вызывающего жел­туху у новорожденных; оно способствует формированию здоровой микрофлоры у ре­бенка. Кишечник, кожа и слизистые ново­рожденного стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы.

Микроорганизмы с ко­жи матери лучше других приживаются у ре­бенка.

Лишенный этой поддержки, ребенок становится беззащитным перед натиском внешнего мира. Но, к счастью, почти всегда рождение малыша — долгожданный и счастливый миг, мать рядом с ним, он знает, что уже любим и запоминает это ощущение, являющееся непременным условием гармо­ничного развития его психики.

Совместное пребывание мамы и малыша после родов

В последующие шесть часов жизни ре­бенка наступает период относительной ста­билизации всех основных систем организма. Те успехи в первичной адаптации, которые достигнуты в первые минуты его жизни, зак­репляются, и малыш отдыхает. Если он бла­гополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, он засы­пает.

Частота сердечных сокращений урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус снижается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело новорожденного, помещенное в гораздо бо­лее прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги.

А во-вторых, в этот период снижается уровень обмена веществ и, соответственно, выра­ботка тепла. К тому же у всех новорожден­ных наблюдается относительная функциональная незрелость системы терморегуляции, им сложно поддерживать температуру тела постоянной.

Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе он может получить так на­зываемую холодовую травму или же, наоборот, перегреться, если малыша чрезмерно укутать, что для него также нежелательно.

Особенно это актуально для де­тей, рожденных до срока, у кото­рых это пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачас­тую переходя из физиологичес­кого состояния в начальную ста­дию заболевания.

Еще один очень важный мо­мент адаптации — иммунологи­ческий. Находясь в утробе мате­ри, плод пребывает в стериль­ных условиях. Плацента матери проницаема для некоторых им­муноглобулинов — защитных антител, и плод получает от нее антитела к тем микробам, с ко­торыми знакома ее иммунная система. Этот иммунитет назы­вается трансплацентарным.

Собственный же иммунитет но­ворожденного весьма несовер­шенен, хотя и достаточно зрел. В частности, отмечается очень низкое содержание иммуногло­булинов класса А, которые отве­чают за защиту организма от проникновения возбудителей через слизистые оболочки рта, носа, желудка, а также недоста­точное содержание интерферонов — веществ, предохраняю­щих от вирусных инфекций.

В любом случае ребенок рождает­ся, находясь в состоянии имму­нодефицита. Это состояние усу­губляется при такой патологии беременности, как задержка внутриутробного развития пло­да, внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, внутриутроб­ное инфицирование.

Попадая в новую среду обитания, новорож­денный оказывается окружен­ным бесчисленным количеством микроорганизмов, которые бук­вально атакуют его иммунную систему. Его кожа, слизистые оболочки сразу же начинают за­селяться бактериями, которые будут сопутствовать ему на про­тяжении очень длительного пе­риода времени.

Поэтому для не­го очень важно, чтобы эти мик­роорганизмы перешли к нему от его матери. Поэтому так жела­телен непосредственный кон­такт кожи ребенка с кожей ма­тери в первые минуты после рождения.

Столкнувшись с нашим от­нюдь не стерильным миром, ре­бенок начинает вырабатывать собственные антитела. Иначе каждая бактерия, проникнувшая в его организм, грозила бы стать причиной инфекционного забо­левания. Но атака слишком мощна, и силы — неравны.

По­этому новорожденный малыш весьма уязвим для потенциаль­ной инфекции, поэтому его ок­ружают в стенах родильного до­ма такой стерильностью, поэто­му так строги требования к ре­жиму в детских отделениях род­домов. Иммунитет будет трени­роваться, укрепляться букваль­но с каждым днем. Начнется ак­тивная выработка антител.

Но происходит это не сразу, а толь­ко к середине первого месяца жизни ребенка. Помня об этом, берегите себя и его.

Учитывая все сказанное, хо­чется еще раз подчеркнуть зна­чение совместного пребывания мамы и малыша после родов. Нахождение матери и младенца в одной палате после родов по­могает легче пережить этот трудный период и женщине, и ребенку, результативно нала­дить грудное вскармливание, ведь при совместном пребыва­нии мама обычно кормит ребен­ка по требованию, а не по часам.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/805/mat-i-ditya

Особенности новорожденных: развитие по неделям

Развитие новорожденного по неделям после рождения

Рождение ребенка — событие, которое полностью меняет жизнь новоиспеченных родителей. Следующие несколько месяцев их мысли будут заняты исключительно малышом — его жизнью, развитием, питанием. Они будут находиться с крохой, думать о нем, опекать его. И это — абсолютно естественно: включаются родительские инстинкты. Какие они, особенности новорожденных в первые недели жизни?

Впрочем, включаются они даже раньше: будущие мама и папа много читают, чтобы понять, каковы особенности новорожденных, что нужно купить для крохи и как организовать его режим, чтобы это принесло пользу.

И, кажется, все понятно. Но когда берешь на руки этот маленький сверток с такими не по-детски выразительными глазами, многое тут же забывается. Потому время от времени информацию нужно освежать в памяти.

Конечно, каждый малыш — особенный. Но есть общие тенденции, которые помогут определить, все ли в порядке у крохи с развитием. Именно об этом мы и расскажем родителям: как выглядит развитие новорожденного по неделям?

Кто такой новорожденный?

Ребенок считается новорожденным до достижения им месячного возраста. То есть, первые 4 недели. Именно в это время происходит наиболее стремительное развитие детского организма.

Несмотря на маленькие внешние размеры, это очень сильный и сложный механизм, который в течение первого месяца проделывает колоссальную работу. Со стороны кажется, что если малыш наконец заметил игрушку или улыбнулся маме — в этом нет ничего особенного.

А на самом деле это — действительно важные шаги в развитии крохи.

В момент рождения в функционировании детского организма происходят перемены: он больше не получает питание через пуповину и плаценту — приходится запускать пищеварительный тракт; в животе у мамы крохе не приходилось дышать самостоятельно — теперь нужно активировать и этот процесс; начинает работать мочевыделительная система, изменяются состав крови (на смену фетальному гемоглобину приходит взрослый) и процесс обмена веществ (выводится углекислота); активируется рефлекторная терморегуляция организма.

Самое главное, что предстоит сделать родителям — обеспечить три основных аспекта жизни новорожденного:

  • выстроить режим сна и бодрствования;
  • осуществлять гигиенический уход;
  • кормить кроху.

Каждую неделю ребенок обретает новые навыки, что делает его более активным и интересным. О чем именно идет речь?

Неделя первая

Родители сразу обращают внимание на цвет малыша: его кожа, привыкая к новой среде существования, меняет свой оттенок от красного до бледно-розового. Примерно на пятые сутки она может начать шелушиться — это происходит из-за чрезмерной сухости. Совсем скоро кожный баланс стабилизируется, а пока можно смазывать кожу детским или просто стерилизованным оливковым маслом.

У некоторых деток появляется физиологическая желтушка – она выражается характерным оттенком кожи. Это вызвано повышенным содержанием билирубина в крови и проходит через 5-10 дней. В роддоме, чтобы ускорить этот процесс, малыша могут положить под УФ-лампу.

Первую неделю жизни малыша — посвятите его адаптации

С первым прикладыванием к груди в ранее стерильном организме новорожденного заселяются полезные бактерии — микрофлора. Через несколько суток организм уже будет выводить не густой темный меконий, а более светлый и мягкий желтый стул.

Для малышей первой недели жизни естественной является незначительная потеря веса — до 10% от начального. Это вызвано и отсутствием грудного молока (ведь в первые дни у мамы есть только молозиво — питательная, но весьма ограниченная в количестве субстанция) и существенными затратами энергии — на плач и на еду.

Малыш еще не умеет фокусировать взгляд. Даже более — возможно легкое косоглазие, но оно имеет физиологический характер (мышцы глазных яблок еще слабы) и проходит само. Зато кроха прекрасно различает запахи и может таким образом определить, подходит к нему мама или кто-то другой, еще не знакомый.

Неделя вторая

Эта неделя — период активного набор веса. Малыш не только вернется в прежний вес, но даже увеличит его в среднем на 150 г.

А еще заживает пупок, потому кроху можно выкладывать уже на животик.

Правда, появляются в этот период и трудности: начинает активно функционировать кишечник, потому малыша могут беспокоить колики. И продлится это беспокойство следующие 2-3 месяца. Оно спровоцировано повышенным газообразованием в кишечнике, но медицинские препараты и «домашние» методы помогут облегчить детское самочувствие.

В этом возрасте малыш уже может сосредоточить взгляд на ярком предмете и начинает более четко видеть изображение — так он безошибочно распознает наклонившегося к нему родителя.

Неделя третья

Она чуть менее насыщена новыми достижениями, чем предыдущая: продолжается набор веса и, к сожалению, зачастую продолжают беспокоить колики. Могут добавиться срыгивания — чтобы их избежать, грудничка после приема пищи носят «столбиком».

Носите малыша «столбиком», придерживая его головку

Вместе с тем малыш начинает активнее двигать ручками и ножками. Это еще далеко не точные, размеренные движения — но именно поэтому они столь умилительны.

Особо развитые детки уже в этом возрасте могут, лежа на животе, поднимать головку. Пока всего на несколько секунд, но скоро удерживать головку он будет гораздо дольше — нужно только окрепнуть шейным мышцам.

В этот период родители уже могут понять, как легче успокоить малыша: укачиваниями, пением или, может, кормлением. Грудничок уже может поворачивать голову, услышав знакомый голос. А если видит что-то новое, заинтересованно затихает и рассматривает это. А еще он умеет хватать за пальцы и пряди волос!

Неделя четвертая

Многие родители отмечают, что в этом возрасте малыш уже не похож на того, каким он был две-три недели тому назад.

Действительно, внешность меняется, да и взгляд становится осмысленным, движения имеют определенную цель.

Кроха держит голову гораздо более уверенно, становится четко виден родничок — мягкое место на головке, которое до полного зарастания (а происходит это около года) нуждается в защите.

Кроха умеет выражать свои эмоции — радость и недовольство. И это позволяет родителям лучше его понять. А еще он вырастает примерно на 4-6 см, потому вещички, которые раньше были в пору, теперь малы — пора менять гардероб.

Так проходят первые 4 недели жизни малыша, в каждую из которых ребенок радует родителей новыми навыками. В это время у малыша срабатывает множество рефлексов — они также помогают наблюдающему врачу составить клиническую картину здоровья и развития пациента. Что же это за рефлексы:

  1. защитный — при выкладывании на живот кроха инстинктивно поворачивает голову на бок, чтобы не задохнуться;
  2. сосательный — малыш активно сосет грудь, соску у бутылочки, пустышку и даже палец, если тот случайно или намеренно попадает ему в ротик;
  3. хватательный — при надавливании на середину раскрытой ладошки она плотно сжимается;
  4. подошвенный — при надавливании на подушечку стопы, пальцы малыша резко сжимаются;
  5. ползательный — при выкладывании малыша на живот если его ножкам дать опору, он от нее оттолкнется, имитируя ползание.

После появления на свет развитие малыша происходит особенно стремительно. Пройдет всего 28 дней, и это будет уже не новорожденный, а просто грудничок — он станет заметно взрослее, действия будут осознанными, а лицо сможет передавать эмоции. Кроха продолжит радовать новыми достижениями, но теперь они будут появляться гораздо реже.

Источник: https://mirgrudnichka.ru/razvitie/razvitie-novorozhdennogo.html

Как происходит развитие новорожденного?

Развитие новорожденного по неделям после рождения

Рождение малыша знаменует новый этап в жизни молодых родителей. С того момента, как младенца принесут из роддома, мама и папа начинают особенно внимательно относится ко всему, что с ним связано.

Много вопросов возникает в связи с развитием новорожденного, ведь в первые недели и даже месяцы жизни малыша бывает сложно определить, как проходит физическое и психическое развитие новорожденного, и соответствует ли оно норме.

В то же время важно знать, как развивается малыш, для того, чтобы вовремя выявить пороки развития новорожденных и предпринять соответствующие меры.

Развитие новорожденного по неделям

В первый месяц жизни желательно отслеживать развитие новорожденного по неделям, поскольку в этот период ребенок адаптируется к новым условиям, у него закладываются основы поведения, и начинает формироваться характер. Кроме того, продолжается формирование важных систем организма, которое началось еще в утробе матери. Как должно происходить развитие новорожденного по неделям?

1-я неделя. Рождение — это стресс для организма ребенка, поэтому очень важно, чтобы сразу после рождения мать была рядом с малышом.

Грудное вскармливание и тесный контакт с матерью позволяет новорожденному быстрее адаптироваться к новым условиям жизни. В течение первой недели малыш практически постоянно спит, просыпаясь лишь для того, чтобы поесть.

За первые три дня после рождения все малыши теряют до 10% своего веса при рождении. Это нормально, после выписки из роддома, он быстро наберет вес.

2-я неделя. В этот период у малыша просыпаются основные рефлексы, поисковый и хватательный, сосательный рефлекс особенно активизируется, что позволяет маме и малышу наладить грудное вскармливание. К концу второй недели, как правило, заживает пупочная ранка. Если этого не происходит, нужно проинформировать врача.

3-я неделя. Чаще всего именно на третьей неделе после рождения малышей начинают мучить кишечные колики. Они являются следствием неразвитости пищеварительной системы. Для борьбы с этими проблемами можно использовать специальные чаи или лекарственные препараты.

В этот период малыши начинают проявлять больше интереса к внешнему миру, так как у них активизируются слух и зрение.

Если младенец не реагирует на яркие краски и громкие звуки, это должно насторожить родителей, поскольку может свидетельствовать о нарушении физического развития новорожденного или его психического развития.

4-я неделя. В течение четвертой недели малыш активно прибавляет в весе (от 500 до 700 г). Новорожденный также активно растет. Прибавка роста может составить 3-4 см. Физическое развитие новорожденного характеризуется тем, что ребенок может удерживать головку, у него существенно улучшается моторика.

Развитие новорожденного по месяцам

По окончанию первого месяца, развитие новорожденного по месяцам происходит следующим образом:

2-й месяц. Начиная со второго месяца, происходит интенсивное психическое развитие новорожденного. Малыш уже осознанно наблюдает за происходящим и реагирует на поведение мамы. Важно, чтобы в это период мама много времени проводила с ребенком, между ними был тесный телесный контакт. А, кроме того, нужно общаться с малышом, чтобы стимулировать психическое развитие новорожденного.

3-й месяц. Прибавка в весе в среднем составляет 800 г, а в росте 2-3 см. В этом возрасте ребенок начинает проявлять эмоции, он хмурится или улыбается в ответ на обращение к нему взрослого. Часто в этот период ребенок страдает от кишечных колик, которые проходят к 4-му месяцу жизни.

4-й месяц. На четвертом месяце ребенок уже активно двигается, переворачивается на животик, хватает разные предметы, интересуется игрушками. Психическое развитие не отстает от физического развития новорожденного, он выражает свои эмоции, плачет или смеется, активно реагирует на речь взрослых и происходящее вокруг. Прибавка в весе составляет 750 г, в росте 2 см.

5-й месяц. У ребенка начинается развитие речи. В этот период он уже может произносить односложные звуки и «разговаривать» с родителями. Малыш пробует сидеть. Он активно изучает окружающий мир и тянет все в рот.

6-й месяц. Большинство детей к этому периоду уже сидят. Ребенок делает попытки встать, подтягивается, хватает окружающие предметы. У малыша растет «запас» звуков, которые он издает. В этот период прибавка в весе около 650 г, в росте 2 см.

7-й и 8-й месяц. Как правило, к седьмому месяцу большинство детей обзаводятся первым зубом, что позволяет вводить в рацион новые продукты питания. Малыш может ползать, но еще не ходит. Он продолжает развиваться как физически, так и психически.

9-й и 10-й месяц. В этот период многие малыши начинают ходить, поэтому родителям нужно создать безопасную обстановку для ребенка. В таком возрасте дети вполне способны некоторое время заниматься самостоятельно, хотя родительское участие остается приоритетом.

11-й и12-й месяц. Ребенок продолжает развивать самостоятельность, он бегает, общается с другими детьми и взрослыми. Малыш может выражать желания и выполнять обращенные к нему просьбы. С момента рождения до года ребенок прибавляет в весе от 6 до 8 кг и вырастает на 20-25 см.

Пороки развития новорожденных

Нужно понимать, что развитие ребенка может ускоряться или, наоборот, замедляться, в этом нет ничего опасного, если в результате ребенок попадает в границы нормы.

В то же время встречаются и пороки развития новорожденных, которые отражаются на физическом и психическом развитии.

Если порок развития новорожденного представляет угрозу для его жизни, проводится хирургическое лечение, в противном случае, ребенок может оставаться под наблюдением врача. Некоторые пороки развития могут нивелироваться по мере роста ребенка.

Очень важно вовремя выявить пороки в психическом развитии ребенка, чтобы попробовать исправить их в тот период, когда психика малыша еще гибкая и может быть подвергнута коррекции. Нужно отметить, что в первые месяцы жизни психическое и физическое развитие новорожденного взаимосвязаны и нарушение физического развития приводит к нарушению развития психического.

Источник: http://www.wjtoday.ru/kak-proisxodit-razvitie-novorozhdennogo/

Моя крошка
Добавить комментарий