Прикорм педиатрический и педагогический

Содержание

Вводить или нет педагогический прикорм (7 правил)

Прикорм педиатрический и педагогический

Здравствуйте, уважаемые читатели блога. Каждая мама хочет для своего малыша только лучшего. Когда ребёнок подрастает, и наступает пора знакомить его с взрослой пищей, многие мамы задаются вопросом: так ли безопасен педагогический прикорм, и в чём его преимущество?

Основные виды прикорма

Существует два основных метода, по которым ребёнку предлагают ознакомиться с новыми продуктами и формируют его интерес к взрослой пище – педагогический и педиатрический прикорм.

  1. Педагогический прикорм представляет собой процесс поглощения ребёнком блюд, в микродозах, с одного стола с мамой и другими членами семьи. При этом нет необходимости готовить отдельное меню для малыша, он кушает то, что и взрослые.
  2. Педиатрический прикорм – это общепринятый метод прикорма, рекомендованный педиатрами. Ребёнку предлагается новая пища, на первых порах – однокомпонентная, в виде каш или пюре. Этот вид прикорма подразумевает специальное меню для ребёнка, исключающее аллергенные продукты и «взрослую» пищу.

Оба вида прикорма вводятся параллельно грудному вскармливанию и не заменяют, а дополняют его. Педиатрический прикорм является традиционным методом знакомства ребёнка с новыми продуктами и основывается на безопасности и комфортном усвоении пищи для малыша.

Если говорить о педиатрическом прикорме, то он имеет как своих сторонников, так и противников. Доктор Комаровский, известный детский педиатр, считает, что данный метод прикорма является следствием многолетней работы сторонников грудного вскармливания по первому требованию.

Преимущества и недостатки

Следует отметить, что педагогический прикорм имеет как свои плюсы, так и минусы. Среди преимуществ можно выделить:

  • ребёнок знакомится с пищей только после того, как у него сформируется пищевой интерес;
  • нет необходимости заставлять малыша съедать определённое количество пищи за одно кормление;
  • малыш может сам выбрать блюдо, которое хочет попробовать, опираясь на свои вкусовые предпочтения;
  • ребёнок учится самостоятельно пользоваться столовыми приборами и знакомиться с основами культурного поведения за столом;
  • малыш учится жевать твёрдую пищу;
  • у ребёнка формируется стойкий пищевой интерес и в будущем не наблюдается проблем с аппетитом;
  • нет необходимости готовить отдельные блюда для ребёнка.

Помимо положительной стороны, этот вид прикорма имеет и свои недостатки:

  • такой прикорм не имеет под собой научного обоснования и не рекомендуется педиатрами;
  • при нарушении правил прикорма или невнимательном отношении к действиям ребёнка за столом, со стороны взрослых, малыш может подавиться большим кусочком пищи;
  • при проявлении аллергической реакции нет возможности отследить продукт, выступивший в качестве аллергена;
  • обязательное условие этой методики прикорма – переход всей семьи на полезную пищу. Исключаются из употребления жирные, острые блюда, а также полуфабрикаты.

Когда вводить прикорм

Современные педиатры не рекомендуют мамам вводить прикорм раньше, чем ребёнку исполнится 6 месяцев. К полугоду пищеварительный тракт малыша уже достаточно сформирован и готов к знакомству с пищевым разнообразием. И, если педиатрический приём можно уже начинать, то у педагогического есть несколько моментов, которые могут отодвинуть время начала прикорма.

Существуют критерии, по которым определяется готовность ребёнка к началу педагогического прикорма:

  • педприкорм следует начинать не раньше, чем у ребёнка сформируется пищевой интерес. Обычно он уже развит к 6 месяцам, но бывает, что малыш ещё не проявляет правильного интереса к предлагаемым блюдам.
  • ребёнок умеет уверенно сидеть;
  • вес малыша увеличился в два раза по отношению к весу при рождении;
  • выталкивающий рефлекс угасает.

Самым основным критерием, для ввода прикорма, является пищевой интерес. Его можно отличить от обычного любопытства, если посмотреть на поведение ребёнка. Малыш должен тянуться к пище, которую едят взрослые, и не пытаться с ней играть или выкидывать, а положить себе в рот.

При этом малыш не обращает внимания на столовые приборы, салфетки, лежащие на столе. Его внимание должно быть сконцентрировано на взрослых, принимающих пищу и попытках повторить их действия. Если ребёнку не интересен процесс приёма пищи, прикорм рекомендуется отсрочить на некоторое время.

Также не рекомендуется начинать прикорм, если мама или ребёнок болеют, или у ребёнка активно режутся зубки.

Техника педагогического прикорма

Знакомство ребёнка со всем разнообразием продуктов, в среднем, занимает один год. Блюда, которые малыш пробует за общим столом, могут быть разной консистенции. Родители должны внимательно следить за ребёнком, поощряя его желание к приёму пищи, но не настаивая.

Нельзя пытаться накормить малыша с ложечки, лучше дать ему столовый предмет в руку и, на своём примере, продемонстрировать как им пользоваться.

Существует определённая последовательность действий, на которых базируется педагогический прикорм при грудном вскармливании. Таблица правил введения продуктов, как при педиатрическом прикорме, отсутствует.

Ребёнка кормят тем же, что едят все взрослые члены семьи.

Последовательность действий следующая:

  1. Для приёма пищи в семье должно быть определённое место и обеденный стол. Все попытки приучить ребёнка кушать за столом будут тщетны, если кто-то из членов семьи позволяет себе принять пищу перед телевизором или за компьютерным столом.
  2. Мама сообщает ребёнку, что вся семья собирается кушать. Насильно усаживать ребёнка за стол не надо, но, если он проявил желание присоединиться к трапезе, мама берет его к себе на колени за общий стол.
  3. Если ребёнок, вместо приёма пищи, решит поиграть с пищей или столовыми приборами, его не ругают, а спокойно уносят в комнату.
  4. Если ребёнок хочет попробовать какое-то блюдо, то мама даёт малышу микродозу, равную одной щепотке. При отсутствии негативной реакции на новый продукт, спустя пять дней порцию увеличивают до одной чайной ложечки.
  5. За один приём пищи малыш может попробовать до трёх блюд.
  6. В начале прикорма мама может приглашать ребёнка за стол один раз в день, например, на завтрак. Постепенно число совместных приёмов пищи увеличивается до 5-6 раз в день.
  7. Ребёнок кушает с мамой из одной тарелки. Попытки покушать из тарелок других членов семьи пресекаются.

Разнообразие блюд

Еду малыш кушает микродозами. Если после того, как малыш съел положенную норму блюда, но просит ещё – переключите его внимание на другой продукт.

Супы предлагаем малышу двумя способами:

  • обмакиваем ложку в бульон и даём ребёнку облизать столовый прибор;
  • даём столовый прибор малышу в руки и помогаем зачерпнуть и донести до рта содержимое тарелки.

Вторые блюда – каши, пюре, макароны – разрешаем ребёнку самостоятельно захватить и донести до рта.

Чай, компот или сок учим пить из кружки. Для этого наливаем в прибор столовую ложку жидкости и даём малышу выпить. Пусть он самостоятельно опрокинет содержимое в ротик.

Фрукты, хлеб, бублики – ребёнок должен употреблять под строгим контролем мамы. Есть вероятность попадания кусочков твёрдой пищи в дыхательные пути.

Если ребёнок хочет выйти из-за стола, не нужно ему препятствовать. Нельзя допускать, чтобы малыш уходил из кухни с печеньем или другой едой. Так в его сознании укрепится мысль, что приём пищи и кухня – неразделимы.

Аллергия

Правила педагогического прикорма таковы, что при появлении симптомов аллергии, его не прекращают. Эта методика позволяет познакомить детей, склонных к аллергии, с продуктами – провокаторами.

Если у малыша аллергия, например, на гречку – дайте ему одно зёрнышко крупы. Если у малыша непереносимость груш – сварите компот, в пропорции: 1 груша на 3 литра воды.

Такой способ знакомства с аллергенными продуктами актуален, так как: доза аллергена является минимальной, и не может вызвать серьёзных последствий, но её вполне достаточно, чтобы помочь организму адаптироваться к «неудобным» продуктам.

Если у малыша, после введения педагогического прикорма, проявились симптомы сильной аллергической реакции, из рациона семьи изымаются все возможные аллергенные продукты. При дальнейшем прогрессировании симптомов, маме придётся отменить педагогический прикорм. Отзывы опытных мам подтверждают, что такое развитие ситуации редко, но имеет место быть.

Следует учитывать, что запрещено использовать педагогический прикорм, при искусственном вскармливании малыша. В молоке мамы, при кормлении грудью, содержатся ферменты, помогающие пищеварительной системе ребёнка расщеплять и усваивать новые продукты. При искусственном вскармливании ребёнка лучше начинать прикармливать по педиатрической методике.

Выводы

Педагогический прикорм призван познакомить малыша с культурой приёма пищи и разнообразием блюд, которые он будет кушать на протяжении всей жизни. Следуйте правилам и технике прикорма, и ваш малыш в будущем не будет сталкиваться с проблемой отсутствия аппетита и непринятия отдельных продуктов.

Откажитесь от этой методики, если ребёнок находится на искусственном вскармливании, или при введении прикорма у него прогрессирует развитие аллергической реакции, без тенденции к улучшению.

Уважаемые читатели нашего блога, делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях и оставляйте свои комментарии по поводу своего отношения к педагогическому прикорму малыша.

Источник: https://its-kids.ru/pravilnyj-pedagogicheskij-prikorm.html

ПРИКОРМ. Педагогический или педиатрический?

Прикорм педиатрический и педагогический

К полугоду после рождения ребёнка перед родителями встаёт вопрос о начале прикорма. Многие используют стандартные советы педиатрии, а некоторые задумываются о так называемом «педагогическом» прикорме.

Тогда им приходится избавиться от стереотипов, сложившихся десятилетиями, понять, что времена меняются, меняется мировоззрение людей и подходы к воспитанию детей тоже. Сейчас частью жизни стало много новых течений в питании, о которых ещё полвека назад даже никто и не задумывался.

Но почему-то принципы в питании детей меняются медленно и получают много сопротивления от большинства людей.

Педиатрический прикорм

Пюреобразная пища, или как её называют «густая пища», в настоящее время рекомендуется педиатрией, как переходный этап между жидкой и твёрдой пищей. Начало такого прикорма, в разных источниках, в возрасте ребёнка от 4 до 6 месяцев.

В виде «густой пищи» рекомендовано давать сначала гомогенизированные однокомпонентные продукты (например, пюре из овоща или из фрукта), далее мясо-молочные продукты и каши, всё это в виде пюре. До недавних времён женщины начинали прикорм с капель сока в 3 месяца.

Но сегодня уже этой рекомендации официально в педиатрии нет, т.к. доказали, что это вредно для работы почек и поджелудочной железы.

При этом ещё существуют рекомендации по специальному рациону питания ребёнка и особым способам приготовления пищи, в которой не должно быть соли, сахара и т.д. Маме следует готовить ребёнку питание отдельно, постоянно что-то взвешивая, перетирая, взбивая.

Минуя предложение попробовать приготовленное. Отдельным пунктом — внимание на реакцию ребёнка на продукт. Тут в зоне риска оказываются 100% детей, без исключения. Прикормом предлагают заменять грудные кормления и тем самым заканчивать их в лучшем случае к 12 месяцам.

Откуда такие рекомендации?

Заглянем в историю.

Во времена крепостного крестьянства времена были голодные и большая смертность среди детей первого года жизни. Историей описаны периоды жизни крестьян на Руси в 17-19 веке, когда до года доживали меньше половины детей.

Никто не думал ни о здоровье, ни о будущем пищевом поведении и уж тем более о развитии личности через поведение за столом. Этнографы описывают, как в те времена вводили прикорм детям первого года жизни. Матери уже с нескольких месяцев после родов выходили работать, а детей оставляли дома.

Если удавалось, то носили сцеженное молоко, и рано начинали прикорм. Это было перемолотое в пюре и разбавленное водой какое-либо питание — хлеб, картофель и т.д.

По описанию тех же этнографов: «выживаемость детей была высокой в тех областях, где сохраняли грудное вскармливание с незначительным введением объёмом прикорма минимум до года». Обращу внимание на фразу «незначительным объёмом прикорма».

Похожая история была и во второй половине 20го века, но детей тогда отдавали в ясли с 3-х месяцев, но тогда уже были заменители грудного молока, что снизило младенческую смертность, но идея с пюре так и осталась.

Это было необходимо, чтобы заменить искусственную смесь на прикорм. Т.е. опять же — чтобы накормить. Вплоть до конца 20го века никто не учитывал психологию растущего ребёнка и его потребности, т.к. психология была объявлена лженаукой.

Лишь в конце 20го века эта наука пришла к нам с Запада.

Педагогический прикорм

Этот вид прикорма учитывает психологию ребёнка в экономическую ситуации страны, где вопросы выживаемости уже решены и голодные времена не являются определяющим фактором в выборе способа кормления.

У такого прикорма несколько особенностей:

1. Нет этапа пюре или «густой пищи», еда даётся кусочками — «микро-дозами».

2. Начальный этап минует задачу «накормить». Задача — познакомить и научить.

3. Упрощена схема введения прикорма, ориентирована на здорового ребёнка в здоровой семье.

4. Учтены психологические особенности ребёнка и его интерес к пище.

5. Решаются воспитательные задачи роста и развития будущей личности.

Обработав гигабайты информации в сети и мнения родителей, напрашивается один вывод: каждая семья сама принимает решение, какой вид прикорма использовать. Это бесспорно. Но сначала надо себе ответить на вопрос: «Какие задачи вы будете решать именно этим выбором?».

Если наблюдается значительная нехватка лактации в возрасте ребёнка старше 5 месяцев, то вводить «густую пищу» в виде пюре просто необходимо. Это будет связано именно с задачей — накормить. Если этой проблемы нет, грудного молока достаточно, то стоит задуматься о способе прикорма, где на первых этапах задачи накормить нет.

Тогда стоит учитывать массу психологических моментов, связанных с историей наших предков. Например:

В моей семье есть история, которая родила собой страх голодной смерти. Моя бабушка по отцу была матерью пятерых детей. Во время войны середины прошлого века двое детей умерли от голода. Мой отец, рождённый позже, всегда говорил мне такую фразу: «Будешь хорошо кушать —с голоду не помрёшь».

Моя бабушка, которая принимала участие в моём воспитании, усердно кормила меня. Если я жила у ней какое-то длительное время, то потом мои родители удивлялись моей значительной прибавке в весе. Сейчас мне понятно, что именно было мотивацией для моей бабушки, которая постоянно хотела меня накормить.

..

Мой отец, кстати, помнит, как их с братом кормила мама пряником, завернутым в тряпочку.

Отец, будучи мальчиком лет 5-6, разжёвывал пряник в тряпочке, и потом это давали сосать младшему брату, который, по рассказам, ещё не ходил. Ведь если пряник дать старшему ребёнку, то он его съест сразу.

А надо ещё и малышу дать, чтобы он тоже что-то высосал. Это в те времена делали все матери. Почему? Ответ очевиден.

Когда я сама стала мамой, я давала моим детях прикорм кусочками, потому что обучилась этому специально и меня этот вид прикорма вполне устроил простотой и эффективностью. Но их дед, мой отец, уже и им стал повторять эту фразу, но немного измененную (т.к.

мои дети кушали всегда хорошо): «Молодцы! С голоду не помрёте! ». Осознав источник это страха, я попросила моего отца больше не говорить этого мне и моим детям. Он меня понял, и эта тема теперь осталась в прошлом.

Признаться, я даже проходила личную психотерапию на тему голодной смерти. Если в вашей семье есть аналогичные темы с голодом, не обязательно со смертельным исходом, я тоже рекомендую обратить сюда внимание.

Возможно, встретившись самой со страхом голода, вы прекратите активно «накармливать» и ваших детей тоже? И будете воспитывать ваших детей более осознанно.

Проанализируем актуальность различных рекомендаций при введении прикорма:

Рекомендации Педиатрический Педагогический
Изготовление пюреобразной массы из твёрдой пищи. Накормить, когда либо истинная нехватка питания (голод), либо искусственное создание этой нехватки (ограничения прикладывания к материнской груди на просыпание и кормление по режиму). Нет необходимости накормить. Решаются воспитательные и адаптационные задачи —своевременно развивается жевательный аппарат, формируется устойчивый аппетит и позитивное отношение к трапезе в целом, и т.д.
Кормление монопродуктом. Чтобы отследить продукт, на который возникла у ребёнка отрицательная иммунная реакция (аллергия, диатез, нарушение пищеварения). Мала вероятность отрицательной реакции, т.к. пища в микродозе.
Отсутствие соли и других добавок Чтобы исключить нагрузку на незрелую желудочно-кишечную систему, т.к с момента введения прикорма объёмы увеличиваются очень быстро. Нагрузки нет, т.к. пища в микродозе. Медленное увеличение. Происходит знакомство с истинным рационом семьи, с которым ребёнок уже заочно знаком через внутриутробное и грудное питание.
Замещение кормлений грудью на прикорм и быстрое увеличение объёма. Чтобы накормить и закончить грудное вскармливание к 12 месяцам ребёнка. Грудное молоко является полноценным питанием до 8-10 месяцев ребёнка, далее его роль в питании снижается, начинается «энергетический прикорм» — для насыщения. Но потребность в грудном молоке сохраняется, как минимум, до 2-х лет (по данным ВОЗ).

На моей практике работы более 13 лет уже, пожалуй, несколько тысяч детей выросли на педагогическом прикорме.

Если в семье нет страха голода и болезней, то проблем с поведением за столом, пищеварением и аппетитом у детей нет. Рисков у такого вида прикорма тоже нет.

Еда может быть солёная, сладкая, перчёная, со специями и без специальных «детских» рецептов. Вот тогда, действительно, этот прикорм решает и питательные и воспитательные задачи!

Галина Елтонская,

научный руководитель Центра «Мамин Дом», дважды мама.

Полезная информация? Скопируйте к себе на страницу. Так вы поможете другим людям получить интересную информацию из надежного источника. Спасибо вам! 🙂

В офисе Центра «Мамин Дом» проходят курсы лекций
для беременных и мам с детьми.

Источник: http://mamin-dom.ru/biblioteka/stati/29-grudnoe-vskarmlivanie/515-prikorm-pedagogicheskij-ili-pediatricheski

Схемы прикорма: Педиатрический или педагогический?

Прикорм педиатрический и педагогический

С момента появления младенца на свет начинает свое функционирование его пищеварительная система, которая бездействовала все 9 месяцев беременности, так как все питательные вещества поступали через пуповину.

Пищеварительная система новорожденного способна нормально переваривать только один вид пищи – молозиво (с первых минут жизни) и зрелое грудное молоко, которое приходит примерно на 3-и сутки после родов. В идеальном случае младенец не нуждается в введении дополнительного питья и пищи до полугода.

После 6-ти месяцев исключительно грудного молока становится недостаточно, чтобы покрывать растущие потребности ребенка в питательных веществах. Пищеварительный тракт уже достаточно зрелый и готов к введению прикорма.

Схемы прикорма при грудном вскармливании

На сегодняшний день успешно функционируют две схемы введения прикорма: педиатрический и педагогический. Педиатрическая схема наиболее распространена.

Именно ее рекомендуют педиатры и именно она описана в руководстве по кормлению детей грудного возраста ВОЗ ЮНИСЕФ. Педагогический прикорм – это более старая схема введения прикорма.

Во времена СССР о ней забыли, однако сейчас она вновь становится актуальной и находит все больше последователей.

Педиатрический прикорм

Согласно рекомендация ВОЗ прикорм следует начинать по достижении малышом 6-месячного возраста. При этом имеется в виду именно конец 6-го, начало 7-го месяца жизни (то есть 25-26 недель), а не начало 6-го месяца (21-22 недели).

В отдельных случаях врач может назначить более раннее введение прикорма в возрасте 4-5 месяцев. Обычно это происходит, если ребенку явно недостаточно питательных веществ, он отстает в физическом и интеллектуальном развитии.

Раннее введение прикорма характерно для малышей, получающих в качестве питания заменители грудного молока, поскольку такие дети испытывают дефицит витаминов и минералов.

Как и когда правильно вводить прикорм ребенку

Общая тактика введения педиатрического прикорма такова:

  • На момент введения прикорма ребенок должен быть здоров. Начало прикорма или введение новых продуктов не должно совпадать с любыми вакцинациями.
  • Прикорм начинают с безмолочных каш или овощных пюре (кабачок, цветная капуста)
  • Прикорм дают до кормления грудью (или альтернативным питанием), пока малыш достаточно голоден. После этого докармливают по требованию.
  • Любой продукт вводится в течение 5-ти дней, начиная с одной чайной ложки. Каждый день количество удваивается, пока не дойдет до 80-100 гр в одной порции (может быть меньше, если малыш наедается). При появлении любых негативных реакций (рвота, понос, аллергия) введение данного продукта следует прекратить и дождаться стабилизации состояния ребенка.
  • Сначала продукты вводятся по отдельности, затем, при отсутствии негативных реакций, возможны комбинации из уже проверенных компонентов.
  • На протяжении всего времени введения прикорма грудное вскармливание остается основным источником питания и должно осуществляться по требованию ребенка.
  • Очередность введения продуктов контролирует педиатр, так как она зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Педагогический прикорм

По сути, именно этот способ введения прикорма веками практиковался родителями. Но с активным внедрением заменителей грудного молока и постоянного медицинского контроля за детьми грудного возраста он несколько отошел на второй план.

На данный момент этот метод рекомендуют консультанты по естественному вскармливанию. Его основная идея заключается в следующем: грудное вскармливание остается основным источником питания.

Основная задача педагогического прикорма – не накормить ребенка, а стимулировать пищевой интерес:

  • Во время каждого приема пищи ребенок сидит на коленях у мамы (или другого члена семьи) и наблюдает за общей трапезой.
  • Когда ребенок начинает проявлять интерес к пище, ему предлагают попробовать еду с общего стола. Тут соблюдается принцип «микродоз». Каждый продукт ребенок пробует в очень маленьком количестве – примерно со спичечную головку. За одну трапезу ребенок может попробовать множество продуктов со стола, но количество каждого блюда не должно превышать трех микродоз.
  • Ребенок самостоятельно берет пищу руками или столовыми приборами (если умеет), при этом не допускаются игры с едой.
  • Введение нового продукта не чаще одного раза в день
  • Ребенок присутствует за столом пока он проявляет интерес к еде. При первых признаках усталости или потери интереса ребенка уносят от стола.
  • В течение месяца после начала ввода прикорма микродозы не увеличиваются. Затем неоднократно опробованные продукты можно увеличить в количестве до 1-2 чайных ложек. При этом новые продукты продолжают пробоваться в микродозах.

Сроки введения педагогического прикорма значительно шире, чем педиатрического и обусловлены они индивидуальным интересом ребенка к пище. В среднем, примерно к возрасту одного года ребенок может съедать уже достаточно большие порции с общего стола.

Мама контролирует только количество – порция должна быть примерно с детский кулачок. Следите за качеством пищи на вашем столе и способами ее приготовления. Немного соли не принесет вреда, а вот жареные, острые, жирные продукты ребенку лучше не давать, как и соленья и маринады.

Если ребенок требует что-то, что ему нельзя – не стесняйтесь запрещать, ребенок поймет, что есть продукты, к которым его пока не допускают (алкоголь, шоколад, острая пища и т.д.) и вам не придется подстраивать семейный рацион под критерии детского питания. Твердую пищу разминайте вилкой.

Когда малыш научится хорошо жевать, в ход пойдут более крупные кусочки.

Достоинства и недостатки методов введения прикорма

Педиатрический прикорм одобрен медицинским сообществом. Схемы введения составлены таким образом, что ребенок гарантированно получает все необходимые питательные вещества в нужном количестве, при условии, что он не отказывается от предлагаемых продуктов. А это условие, как правило, является самым трудновыполнимым.

Дети очень часто отказываются от детского питания в виду его низких вкусовых качеств или психологического фактора. Ведь дети учатся глядя на родителей и питание, которого нет в семейном рационе, вызывает у них недоверие. Врачи считают детское питание фабричного производства более безопасной пищей для ребенка, чем пищу с общего стола.

Однако любое производство – это всегда риск возникновения брака. Нередки случаи, когда в детском питании обнаруживают посторонние предметы или оно просто не соответствует критериям качества.

Педиатрический прикорм может вызвать преждевременный отказ от грудного вскармливания и необходимость введения в рацион ребенка заменителей грудного молока.

Педагогический прикорм хорош тем, что не требует от родителей дополнительных усилий в приготовлении специальной пищи для ребенка или покупки готового детского питания. Он работает на стимуляцию пищевого интереса малыша и воспитывает культуру поведения за столом.

Однако, врачи такую схему введения прикорма не одобряют, поскольку велик риск того, что ребенок не получит необходимых питательных веществ, а одного грудного молока ему будет уже недостаточно. Педагогический прикорм подходит только для детей на грудном вскармливании.

Неплохих результатов в знакомстве малыша со «взрослой пищей» добиваются родители, которые комбинируют эти две схемы прикорма. Таким образом, вы предлагаете ребенку специальную пищу (детское питание) и если он от нее не отказывается – продолжаете вводить прикорм по схеме, рекомендованной педиатром.

В возрасте 8-9 месяцев многие дети теряют пищевой интерес и если до этого момента прикорм шел «на ура», то тут ребенок может отказаться от еды на отрез. Врачи советуют в такой ситуации сделать перерыв: неделю не давать малышу прикорм. Если и это не поможет вернуть интерес к еде – на помощь может прийти педагогическая схема.

Экспериментируйте, давайте ребенку самостоятельно пробовать кусочки взрослой пищи, которую кушаете сами. Это могут быть овощи, фрукты, как сырые, так и прошедшие тепловую обработку. Каши, рыба или мясо. Используйте яркую посуду, красиво сервируйте стол. Все эти нехитрые действия усиливают пищевой интерес и помогут малышу как можно мягче перейти от детского питания к общему столу.

В тактике педагогического прикорма малыши редко отказываются от каких-то продуктов и быстрее переходят на полноценный рацион, соответствующий пищевым привычкам семьи.

Источник: http://www.mamascom.ru/p/shemaprikorma/

Схемы введения прикорма ребёнку — педиатрическая и педагогическая

Прикорм педиатрический и педагогический

Первый год вашего крохи – это год стремительных изменений, перемен и роста организма. Привычки и потребности малыша меняются очень быстро.

Вот вы совсем недавно держали свою только что родившуюся кроху на руках, а теперь малыш весит намного больше и меняется день ото дня. Как только малыш подрастает, мамы все чаще выслушивают всякие советы бабушек, подруг и знакомых о способах и правилах прикорма.

Сейчас прикорм и его введение ВОЗ определяет как добавку к основному виду пищи (грудное молоко или молочная смесь) различных продуктов и жидкостей.
Существует два способа прикорма грудничка.

Именно про эти виды прикорма можно все чаще и чаще услышать по телевидению, радио и прочитать из газет и журналов. Это педиатрический прикорм и педагогический. Чем же они отличаются?

Педиатрическая схема введения прикорма

Цель такого прикорма – это обеспечить малыша различными полезными веществами, а также дополнительной энергией.Такой тип прикорма рекомендуется деткам на искусственном вскармливании.

Педиатрическая схема введения прикорма заключается в том, что для ребёнка специально готовят адаптированную пищу — протёртые пюре, супы-пюре, мягкие суфле. За один приём пищи ребёнку полагается съесть определённое количество прикорма.

Педиатры советуют начинать с овощного пюре. После шестимесячного возраста у ребенка может появиться дефицит основных веществ, таких как цинк и железо. А в овощных пюре эти вещества преобладают. Основное правило – это не превышение по калорийности и содержанию микронутриентов грудного молока или молочной смеси.

То есть поначалу молоко или смесь должны преобладать в рационе ребёнка, а прикорм должен быть введён постепенно.
Начинать педиатрический прикорм нужно с однокомпонентных пюре, то есть состоящих лишь из одного продукта без примесей. Это необходимо, чтобы проследить реакцию ребёнка на введение нового продукта в рацион. И если появится аллергия, то будет понятно, на что она появилась.

Соответственно, определённый продукт из рациона ребёнка исключается.

Для первых овощных пюре подходит цветная капуста и кабачок. Их можно давать малышам, которые склонны к запорам.

Педагогическая схема введения прикорма

В этом виде нет конкретных рекомендаций о последовательности ввода продуктов в рацион малыша. Такой вид подходит шестимесячным детям, которые питаются грудным молоком. Цель этого типа прикорма – не накормить. А поддержать интерес малыша к пище, правильному поведению за столом.

Никаких специальных блюд (пюре, супов, суфле, в отличие от педиатрической схемы) при этом типе прикорма для ребёнка не готовят — ему предлагают пищу с общего стола. Естественно, сами взрослые должны питаться здоровой пищей без красителей и консервантов, которую можно предложить маленькому ребёнку.

Педагогическая схема введения прикорма базируется на такой идее:  ребёнок в возрасте 6 месяцев ещё не готов к полному усвоению взрослой пищи, и главным продуктом питания остаётся молоко, а введение прикорма — это лишь подготовка. Подготовка к дальнейшему усвоению бОльших порций пищи, тренировка желудочно-кишечного тракта.  Кроме того, при педагогическом прикорме ребёнок учится жевать кусочки, а не проглатывает пюре однородной консистенции.

Инициатива перекладывается полностью на малыша. Здесь сохраняется принцип «по требованию».
Необходимо сажать малыша за общий стол в специальный стульчик или на колени к маме. Он будет видеть как все его близкие люди трапезничают. Его заинтересует этот процесс. И малыш будет его активным участником. К примеру, если ребёнка заинтересует яблоко, мама даёт ему кусочек яблока.

Как только ребёнок перестаёт проявлять интерес к пище, балуется, у него немедленно забирают остатки пищи и отправляют на пол играть, пока взрослые доедают свою порцию.  При педагогическом прикорме малышу не дают полноценных порций пищи — её предлагают микродозами, небольшими кусочками, чтобы познакомить ребёнка с продуктом.

И только в случае, если ребёнок требует дать ему ещё, дают дополнительные кусочки.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому мама должна подбирать для своего малыша тот тип прикорма, который действительно ему подходит. А еще лучше, если мама проконсультируется с педиатром. И ваш доктор расскажет вам более подробно о достоинствах и недостатках этих двух схем введения прикорма. Но решать в любом случае только маме!

Конечно, существует ряд причин, по которым ввод прикорма следует отложить на некоторое время.

Противопоказания к введению прикорма:

• За 1 неделю до и после профилактической прививки.• Ребенок болен;• Нельзя вводить прикорм в то же время, когда мама выходит на работу.• При прорезывании зубов.

• Высокая температура воздуха.

Источник: http://novmama.ru/2011/03/shemy-vvedeniya-prikorma-rebyonku-pediatricheskaya-i-pedagogicheskaya/

Введение педагогического прикорма при грудном вскармливании: правила, особенности и рекомендации

Прикорм педиатрический и педагогический

Знакомство малыша с едой взрослых – это своего рода очередная веха в развитии.

Грамотно введенный прикорм поможет плавно ввести в рацион крохи самые разнообразные продукты с минимальным риском аллергических реакций и сформировать в будущем правильные пищевые привычки.

Большой популярностью среди сторонников естественного родительства пользуется так называемый педагогический прикорм, привлекающий безопасностью и отсутствием сложных схем введения.

Педагогический и педиатрический прикорм: в чем разница

Существуют два основных способа введения прикорма – педагогический и педиатрический. Несмотря на некоторую схожесть в названии, их суть принципиально различна.

При педиатрическом прикорме маме необходимо готовить или покупать специальную еду, кормить ею ребенка по определенной схеме в течение нескольких дней, и затем вводить следующий продукт. При этом предлагаемая крохе пища совершенно не имеет ничего общего с обычной едой.

Вкус, способ приготовления, консистенция – ни один из этих показателей не совпадает с тем, что находится на нашем обеденном столе.
В результате такой способ прикорма является, по сути, двухступенчатым.

Сначала мы долго приучаем ребенка к одному виду пищи – пресные полужидкие пюре, протертые овощи и фрукты, а затем начинаем так же осторожно вводить еду с общего стола, которая малышу непривычна.

При педагогическом прикорме процесс приучения ребенка к обычной еде строится по совершенно другому принципу.

Маме не нужно покупать или готовить еду специальным образом, она сразу начинает кормить малыша тем, что ест сама.

Разница в том, что ребенку предлагаются очень маленькие порции, называемые микродозами, что позволяет познакомить его с различными видами пищи с минимальным риском аллергических реакций.

Микродоза – это минимальное количество еды, которое вы можете ухватить пальцами (чуть меньше спичечной головки). Получая такие крохотные порции, организм ребенка постепенно адаптируется к еде, к различным консистенциям и вкусам.

Этот способ прикорма является оптимальным для малышей, которых кормят грудью. Основной их пищей в таких случаях является молоко матери, а микродозы обычной еды призваны не утолять голод, а знакомить с новой едой и приучать к ней.

Ферменты, содержащиеся в грудном молоке, способствуют усвоению пищи и собственной ферментации ребенка. Педагогический прикорм при грудном вскармливании впоследствии помогает малышу полностью перейти на еду с общего стола без проблем со стороны ЖКТ.

Цели и задачи

Главным назначением педприкорма является постепенное приучение малыша именно к повседневной пище. Конечно, речь не идет о фастфуде, чипсах и газировке. Говоря о традиционной еде, мы имеем в виду такие блюда, как картофельное пюре, блинчики, супы, овощи и фрукты, рыба и мясо, макаронные изделия и т. п.

Однако помимо адаптации ребенка к обычной пище, введение педприкорма приводит к решению некоторых других задач.

Так, процесс педагогического прикорма совпадает со временем приема пищи самой мамы, а, значит, малыш будет наблюдать за тем, как взрослые пользуются столовыми приборами и салфетками, как ведут себя за столом.

Это приучит кроху к правилам поведения во время еды, и, конечно же, к самостоятельному приему пищи.

Анна, 31 год: Когда появился мой сын, узнала о педагогическом прикорме — и это было счастье. Сын ел то, что ели мы. Готовить отдельно и покупать питание не приходилось.

Но самое главное, сын начал кушать самостоятельно твёрдую пищу и пить из чашки раньше сверстников, которым вводили педиатрический прикорм. И проблем с тем, чтобы накормить уже 5-летнего ребёнка у нас нет.

Он с удовольствием кушает вместе с нами за общим столом, умеет пользоваться вилкой и ножом.

Готовность к прикорму

У неопытных родителей педприкорм часто ассоциируется с бесконтрольным кормлением ребенка всеми продуктами подряд. Если полугодовалый малыш съел половину котлеты из тарелки взрослого – это не прикорм, а родительская безответственность.

Несмотря на кажущуюся простоту этого вида прикорма, маме нужно придерживаться определенных рекомендаций. Их соблюдение позволит адаптировать организм малыша к различным продуктам без вреда для ЖКТ.

К моменту введения прикорма ребенок должен:

  • находится на грудном вскармливании;
  • достичь 5-7 месяцев, т.к. именно в этом у детей угасает выталкивающий рефлекс языка;
  • интересоваться едой взрослых. Его не нужно уговаривать попробовать что-либо, он тянется к пище сам;
  • быть физически здоровым, не иметь аллергии и заболеваний ЖКТ.

Если указанные требования соблюдены, мама может начать процесс приучения крохи к еде.

Общие правила

Если кроха, на ваш взгляд, готов познакомиться со взрослой пищей, вы можете начать прикорм. Всякий раз, приступая к еде, усаживайте малыша к себе на колени. Если ребенок проявляет явный интерес к содержимому тарелки, тянет к ней руки, обязательно предложите ему кусочек. За один раз вы можете дать малышу 1-3 микродозы определенного блюда.

Предлагать малышу можно любую еду, в т.ч. и супы. Как измерить микродозу супа или другой жидкой еды? Для этого достаточно набрать в ложечку суп и сразу ее опорожнить. Оставшиеся на ложке следы и являются микродозой.

После вы аккуратно проводите выпуклой стороной ложки ложкой по нёбу малыша. Кроме самого бульона малыш может попробовать и другие продукты, входящие в состав супа: морковь, картофель, макаронные изделия, рис и т.п.

Похожим образом дается ребенку и пюреобразная пища. Микропорцию такой еды надо распределить по поверхности ложки и аккуратно ввести ее ребенку в ротик, словно вытирая ее о нёбо.

С едой мягкой пюреобразной консистенции проще управляться, но не стоит ею злоупотреблять. Обилие такой еды может затруднить перистальтику кишечника и привести к сбоям в работе ЖКТ малыша.

Как минимум 80% прикорма должно состоять из твердых кусочков.

Напитки

В понятие педприкорма входит и постепенное приучение малыша к различным напиткам. Разрешены домашние компоты и морсы из любых ягод и фруктов, а также черный чай. Предварительно необходимо разбавить напитки водой в пропорции 1:6. Такого питья малыш может выпить до 5-6 чайных ложек за один прием.

Свежие овощи и фрукты

При педагогическом прикорме разрешены практически любые овощи, фрукты и ягоды в свежем виде.

Микропорции не могут оказать негативного влияния на ЖКТ малыша в силу своего малого объема, поэтому давать их можно без опаски, при условии, что они произрастают в стране вашего проживания.

Так, апельсины или киви больше подходят для прикорма малыша из Эквадора, а маленькому россиянину лучше предложить местные яблоки или груши.

Сладости, выпечка, десерты

Мало кто может отказаться от десертов, а, значит, рано или поздно, но ребенок заинтересуется сладкой выпечкой, шоколадом, конфетами и другими сладостями. Тут важно руководствоваться здравым смыслом.

Продукты, которые мы даем, должны быть безопасны, а, значит, вы должны быть уверенны в ингредиентах, входящих в их состав. С этой точки зрения можно давать ребенку микродозы домашней выпечки и десертов, приготовленных самостоятельно.

Так вы будете уверенны в свежести продукта и отсутствии в нем различных добавок: красителей, ароматизаторов, загустителей и т.п.

Из промышленных сладостей можно вводить в прикорм продукты, которые состоят из малого количества натуральных ингредиентов и не содержат искусственных компонентов:

  • халва (за исключением арахисовой);
  • белый неглазированный зефир и пастила без красителей и ароматизаторов;
  • мягкие конфеты на основе патоки.

Что касается шоколадных конфет, покупных пирожных и тортов, лучше избегать их как минимум до 2,5-3 лет. Во-первых, дети быстро привыкают к этим продуктам и начинают постоянно их требовать. Во-вторых, не любая шоколадка приготовлена из качественного сырья, не говоря уже о тортах, обильно украшенных кремами.

Ограничения на отдельные продукты при педагогическом прикорме

Хотя педагогический прикорм и предполагает постепенную адаптацию крохи к привычной для нас еде, это не значит, что ребенок может пробовать абсолютно все. Одни продукты усваиваются достаточно тяжело, другие обладают большим аллергенным потенциалом, третьи просто тяжело проглотить, не поперхнувшись.

Под ограничения попадают следующие продукты:

  • хлеб – до того момента, как ребенок научится глотать кусочки;
  • цельное молоко (продукт, тяжелый для усвоения) – до 8-9 месяцев;
  • кисломолочная продукция – до 10-12 месяцев;
  • мед (сильный аллерген) – до 12 месяцев (за исключением небольшого количества, растворенного в чае);
  • морская рыба – до полутора лет. При этом ребенку можно давать рыбный бульон или суп, но не саму рыбу;
  • соки, в т.ч. свежевыжатые, зеленый чай, газированная и/или сладкая вода, кофе и какао – до трех лет;
  • грибы и орехи – до шести лет.

… балуется за столом

В случае, когда кроха утратил к еде интерес либо решил изучить ее свойства с другой стороны (например, размазав или раскидав ее), маме следует вывести ребенка из-за стола, дав ему при этом кусок твердой пищи.

Ребенок «мусолит» то, что ему дали? Отлично! Малышу не интересна пища у него в руках и он уже трижды продемонстрировал это, кинув ее на пол? Значит, не голоден. Заберите у ребенка еду и не пытайтесь уговорить его поесть.

… давится кусочками еды

Процесс приучения к твердым кусочкам еды может омрачаться тем, что иногда ребенок оказывается не в состоянии справиться с ними и начинает давиться. Однако возникновение таких случаев можно свести к минимуму.

Важно внимательно наблюдать за крохой во время еды. Легкое покашливание не означает, что кусочек еды попал в дыхательное горло. Возможно, малыш всего лишь привыкает к пище, «гоняя» ее языком по всей полости рта.

Не давайте крохе больших кусков пищи, от которых легко можно отделить часть. Еда, которую вы даете, должна быть либо твердой, либо быстро размокающей под действием слюны. Но даже в таком случае нельзя оставлять ребенка наедине с пищей.

Если, несмотря на все предосторожности, малыш продолжает давиться, приостановите процесс прикорма на несколько дней. Возможно, кроха к нему еще не готов.

…интересуется неполезной едой

Выше уже было сказано, что педприкорм не подразумевает бесконтрольности в питании крохи. Чипсы, сосиски, конфеты, и, тем более, алкоголь, не должны попадать в организм ребенка.

Постарайтесь так выстроить питание семьи, чтобы в поле зрения малыша не появлялись вредные продукты. Если же это невозможно (у вас гости и т.п.

), постарайтесь отвлечь ребенка, предложив ему альтернативу в виде другого блюда.

… не справляется с перевариванием пищи

Появление в кале непереваренных кусочков пищи – это норма для ребенка малого возраста. ЖКТ только начинает адаптироваться к новой еде, вырабатывая необходимые ферменты для расщепления продуктов и последующего их всасывания. Полностью данный процесс заканчивается к 2,5-3 годам, а у некоторых детей и немного позже.

Переживать, что из-за несовершенства работы желудочно-кишечного тракта ребенок недополучит каких-либо витаминов и минералов из пищи, не стоит. Основной едой ребенка при педприкорме является, как вы помните, грудное молоко. Оно содержит все необходимое для организма малыша.

От микродозы к полноценной порции

Как скоро можно заменить одно из кормлений грудью полноценной порцией еды? Это зависит от того, насколько малыш к этому готов.

Если первые микродозы ребенок воспринял с энтузиазмом, то спустя 8-10 дней, кроха может скушать уже чайную ложку полюбившегося продукта.

По достижении 8-11 месяцев у крохи может сформироваться один или два приема пищи, которые, тем не менее, должны начинаться и завершаться прикладыванием к груди. Молоко все еще является основным питанием для малыша.

В этом же возрасте малыш должен кушать из собственной тарелки и учиться управляться со столовыми приборами. Разумеется, мама должна помогать ребенку: освоить этот процесс крохе непросто ввиду несовершенства крупной и мелкой моторики. Тогда же нужно приучать и к опрятности. Не забывайте надевать малышу слюнявчик и учите его использовать салфетки по назначению.

После года ребенок может садиться за стол наравне со всей семьей – около 3-4 раз в день. Малыш может кушать первые и вторые блюда, десерты, фрукты. Однако грудное вскармливание все еще важно для малыша, поэтому не стоит от него быстро отказываться.

На первый взгляд может показаться, что педагогический прикорм сильно усложняет жизнь родителей, однако при более тщательном изучении становятся очевидными его достоинства.

Ребенок постепенно привыкает к обычной пище, учится жевать, пользоваться столовыми приборами и правильно вести себя за столом, а его маме при этом не нужно бесконечно готовить или покупать специальную еду, перетирать ее или разминать, и, в конце концов, уговаривать малыша поесть хотя бы немного.

Источник: http://kideat.ru/gv/pedagogicheskij-prikorm-pri-grudnom-vskarmlivanii.html

Педагогический прикорм

Прикорм педиатрический и педагогический

Для начала давайте разберёмся, а для чего вообще начинают прикорм. На самом деле существует два вида прикорма для детей маленького возраста: педиатрический и педагогический.

Педиатрический прикорм – это постепенное введение продуктов питания по определённой схеме, с целью перевести малыша на обычное питание. Для педиатрического прикорма ребёнку готовят отдельные блюда по специальной схеме прикорма. Блюда тщательно перетираются до образования однородного пюре.

Педагогический прикорм – это скорее ознакомления малыша с «взрослой» пищей. Прикорм начинается тогда, когда малыш сам проявляет интерес к еде взрослых. Таким образом, ребёнок знакомится с новыми для него вкусами и приспосабливается к новой еде.

Педагогический прикорм вводят ребёнку на грудном вскармливании для того, чтобы он понемногу адаптировался именно к той пище, которую кушают в его семье. Отдельно для ребёнка пищу не готовят.

Этот вид прикорма помогает выработать новому члену семьи здоровые привычки в питании. Отмечено: у детей на педагогическом прикорме, как правило, не бывает проблем с аппетитом и избыточным весом.

При педагогическом прикорме блюда не предлагаются ребёнку в форме пюре, а даются микродозами в виде мелких кусочков, что гораздо лучше для пищеварения малыша.

С чего начинать педагогический прикорм?

Важно: Педагогический прикорм подходит только для малышей на грудном вскармливании!

Итак, крохе в возрасте примерно 6 месяцев становится интересно наблюдать за тем, что ест мама. А значит, во время завтрака уже можно посадить малыша к себе на колени. Дайте крохе в ручку чайную ложку, пусть машет ей, перекладывает из стороны в сторону и т.д. Позвольте малышу исследовать вашу тарелку руками.

Если малыш тянется к чему-то из вашей тарелки, отщипните микродозу размером с рисинку и положите крохе на язычок. Реакция может быть разная, малыш может проглотить продукт, может выплюнуть, любая реакция – это нормально. Если малышу понравился продукт, за один раз можете дать ему не больше трёх микродоз.

Наша задача не накормить малыша, а познакомить с едой. Маленькие кусочки пищи будут способствовать выработке новых ферментов. За неделю вы можете довести количество пищи из вашей тарелки до одной чайной ложки.

Если вдруг ребёнок не интересуется едой, которая есть на столе, ничего страшного, значит просто он ещё не готов к прикорму.

Не кормите ребёнка только понравившейся ему едой, всё время предлагайте что-то новое.

Чем полезен педагогический прикорм?

Во время педагогического прикорма малыш знакомится с твердыми кусочками пищи, тем самым учится жевать и не давиться едой, что нередко случается с детками на педиатрическом прикорме.

К тому же, изо дня в день малыш наблюдает сервировку стола, что воспитывает в нём терпение, кроха учится занимать себя до приёма пищи и не капризничать. Такой навык вы сильно оцените, когда ребёнку исполнится 1,5–2 года, а формировать такое умение необходимо с 6–7 месяцев.

Наблюдая за родителями, малыш учится пользоваться столовыми приборами. Но самое главное, что постепенно организм ребёнка привыкает к еде, которая подается именно в его семье.

Копчёности, соленья, острые приправы и маринады давать пробовать вашему крохе не стоит.

Совмещение прикормов

Как правило, на практике зачастую происходит совмещение педагогического и педиатрического прикорма. Например, на длительной летней прогулке многие мамы не отказываются воспользоваться пюрешкой из баночки. Ничего страшного в этом нет. Ведь те продукты, которые относятся к педиатрическому прикорму, расписаны по возрасту и адаптированы для малышей.

Итак, подведем итоги

Преимущества педагогического прикорма:

  • Адаптирование ребёнка к пище, которую кушают в его семье.
  • Не нужно отдельно готовить.
  • Ребёнок достаточно быстро осваивает навыки глотания, жевания, а впоследствии легко учится пользоваться столовыми приборами.
  • Хороший аппетит, ребёнка на педиатрическом прикорме никогда не придётся уговаривать поесть.
  • Для пищеварительной системы малыша пища, состоящая из кусочков не больше рисинки гораздо лучше, поскольку она не «размазывается» по пищеводу как пюре.
  • Способствует развитию навыка терпения.

Минусы:

  • Если какой-то продукт вызвал аллергическую реакцию, довольно трудно проследить, какой именно.
  • Т.к. ребёнку позволяется исследование пищи в тарелке, это, безусловно, прибавляет стирки и уборки.
  • Из рациона всей семьи необходимо исключить полуфабрикаты и острые приправы.

Важно: желательно заранее определиться с тем видом прикорма, который планируете вводить и придерживаться основных его принципов. Так будет легче и вам, и крохе. Чтобы вы не выбрали, помните, во всем нужен баланс и мера.

Источник: http://bestkroha.ru/kormlenie-grudnogo-rebenka/101-pedagogicheskij-prikorm

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.