Почему не говорит ребенок в 2 года

Содержание
  1. Ребенок не говорит в 2 года, что делать?
  2. Признаки задержки речевого развития
  3. Причины задержки речевого развития
  4. Алалия у детей
  5. Что делать, если ребенок в 2 года не говорит — как помочь разговорить
  6. Как должна развиваться речь ребенка
  7. Как определить, есть ли проблема
  8. Причины позднего развития речи
  9. Что можно предпринять родителям
  10. Распространенные методики
  11. Развиваем мелкую моторику
  12. Развитие речевого аппарата упражнениями
  13. Игры и мультфильмы
  14. Дополнительные советы
  15. Почему ребенок 2-3 лет не говорит – как разговорить ребенка-молчуна
  16. Тест на речь ребенка 2-3 лет – нормы речи для этого возраста
  17. Итак, к 2-3 годам кроха
  18. Причины, почему ребенок в 2-3 года ещё не говорит
  19. Медицинские причины:
  20. Другие причины:
  21. Обращаемся за помощью к специалистам – какое обследование необходимо?
  22. К кому идти?
  23. Что могут назначить врачи?
  24. Занятия и игры с ребенком-молчуном – как разговорить малыша, который в 2-3 года не говорит?
  25. Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?
  26. Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!
  27. Ребенок в 2 года не говорит. Во сколько начинают говорить дети? Когда ребенок говорит первое слово?
  28. Во сколько начинают говорить дети?
  29. Какие специалисты могли бы помочь?
  30. Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?
  31. Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой
  32. Критические периоды в развитии речевой функции
  33. Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС..
  34. Что делать?
  35. Обязанности родителей
  36. Говорящие игры для детей

Ребенок не говорит в 2 года, что делать?

Почему не говорит ребенок в 2 года

Для полноценного развития личности ребенка, его социальных навыков и интеллектуального развития, обязательным условием является своевременное развитие речи.

Выделяют несколько возрастных периодов формирования речи от предречевого, когда малыш только гулит и лепечет, до младшего дошкольного, на котором ребенок не только составляет из слов фразы, но и может составить небольшой рассказ, выразить свои мысли, пошутить или пофантазировать вслух.

Но если ребенок не говорит после трех лет или отстает от своих сверстников, на каком – то из промежуточных этапов развития речи, это обязательно должно встревожить родителей и стать поводом для консультации у специалиста – логопеда, невропатолога, психолога.

Признаки задержки речевого развития

Большинство родителей считают, что если ребенок не говорит в 2 года, или его речь невнятна, причин для беспокойства нет, и со временем все само собой нормализуется.

Но такое отношение к проблеме задержке речевого развития может отразиться на интеллектуальных способностях ребенка, его умении общаться в обществе, а иногда такая халатность приводит к необратимым изменениям в психике ребенка.

Поэтому своевременное диагностирование задержки речевого развития (ЗРР) на любом из этапов становления речи – первый шаг на пути к выздоровлению.

Что должно насторожить родителей в поведении малыша:

  • Новорожденный не реагирует на громкие звуки, не поворачивает голову на источник маминого голоса.
  • В возрасте от 2 месяцев до 4 малыш не гулит и не начинает активно реагировать при появлении близких людей.
  • Малая активность речевой вокализации или полное отсутствие лепета в возрасте от 9 месяцев до года.
  • Ребенок не говорит в год простые слоги и не может выполнить простые устные просьбы, например, показать на картинке животное.
  • Полуторагодовалый малыш говорит односложные слоги, не произносит простые слова – «мама», «на», «дядя» и даже их сокращенный вариант. Не реагирует на свое имя.
  • Ребенок плохо говорит в 2 года, речь его невнятна и односложна.
  • Малыш после трех лет не может составить простое предложение, часто путает окончания слов, словарный запас менее 30 слов.

При обнаружении у своего ребенка любого из вышеперечисленных признаков ЗРР необходимо проконсультироваться у специалиста, что бы исключить патологию или при ее обнаружении вовремя помочь ребенку.

Причины задержки речевого развития

Развитие речи у детей происходит постепенно, вначале идет подготовка речевого аппарата, укрепление мышц артикуляции, затем малыш учиться понимать человеческую речь и пытается общаться посредством простых звуков.

В год – полтора активный словарь постоянно пополняется, и приблизительно ко второму году жизни происходит «лингвистический взрыв», когда количество слов произносимых ребенком с каждым днем возрастает и вскоре приравнивается к пассивному запасу слов.

Если же ребенок не говорит или есть явные признаки ЗРР, этому могут быть различные причины которые можно объединить в две основные группы – физиологические и социальные.

Физиологические причины ЗРР:

  • Проблемы со слухом. Плохой слух ребенка приводит к задержке интеллектуального развития, и соответственно речи. Для того чтобы активный словарь пополнялся новыми словами дети должны понимать человеческую речь, что при отсутствии слуха или тугоухости затруднительно для ребенка. Проблемы со слухом могут быть врожденные или приобретенные вследствие перенесения тяжелой болезни или травмы слухового канала. Если ребенок 3 года плохо говорит, хотя до этого его речь соответствовала нормам необходимо обратиться к отоларингологу для проверки слухового аппарата.
  • Недоразвитие речевого аппарата, нарушения артикуляции. Слабое развитие лицевых и челюстных мышц приводит к тому, что у ребенка возникают трудности в вокализации звуков. Этому может способствовать гипотонус мышц при рождении, раннее отлучение от груди, короткая уздечка под языком. Признаком нарушения артикуляции является сильное слюнотечение, рот у ребенка постоянно приоткрыт, твердая пища вызывает рвотный рефлекс, ребенок не говорит в полтора года отчетливые слова.
  • Генетические предрасположенности. Если ребенок 3 года не говорит, но при этом нет отклонений в физическом и интеллектуальном развитии, малыш активен, смышлен, возможно, в роду найдутся родственники также не спешившие заговорить. Виной тому незрелость нервной системы, замедляющая рост клеток, отвечающих за речевую деятельность, передающаяся по наследству.
  • Неврологические проблемы. Дети, имеющие в анамнезе заболевания неврологического характера, полученные вследствие гипоксии плода, внутриутробной инфекции, травмы во время родов, поствакцинальные реакции, чаще других имеют проблему с развитием речи. Это связано как с необратимыми изменениями мозга, так и с проблемой недоразвития сенсомоторной сферы отвечающей за восприятие и воспроизведение информации, в этом случае возможна корректировка развития речи. С такими отклонениями ребенок плохо говорит в 3 года, но при надлежащем обучении и занятиях с логопедом к шести все налаживается.
  • Задержки интеллектуального развития. Такие серьезные генетические заболевания как синдром Дауна, метаболические дефекты, перенесенные внутриутробно вирусные заболевания, энцефалит не могут не отражаться на речевом развитии ребенка.

Психологические задержки развития, например аутизм, приводят к тому, что ребенок 4 года плохо говорит или речь его вообще отсутствует.

Социальные причины ЗРР:

  • Невостребованность речи. Причиной, почему ребенок не говорит в 2 года и позднее может быть как педагогическая запущенность, так и гиперопека над ребенком. В первом случае с ребенком практически не разговаривают, не стимулируют его речевую активность, малыш предоставлен самому себе и его пассивный словарь не пополняется новыми словами. Попадая в общество, такие дети создают впечатление немного отсталых, хотя на самом деле просто не всегда понимает обращенную к нему речь, поскольку не знает значение всех слов, иногда ребенок плохо говорит в 5 лет. Во втором случае, когда родители слишком опекают свое чадо, у ребенка отсутствует мотивация к вокализации своих желаний. Чрезмерная опека тормозит прогресс в развитии и ребенок плохо говорит, потому что у него отпадает надобность озвучивать свои желания, можно просто показывать жестами.
  • Стрессы и испуги. Сильные эмоциональные переживания, нахождение в неблагоприятной обстановке когда родители постоянно сорятся между собой и нередко срываются на ребенке, смена места жительства и многое другое что негативно сказывается на психологическом комфорте ребенка может привести к заиканию и стать причиной почему ребенок не говорит.
  • Билингвизм. В семьях, где используют для общения два языка, особенно из разных лингвистических групп малышу очень трудно воспринимать сказанное, отделять один язык от другого, куда уж там говорить. В такой языковой неразберихе ребенок не говорит в 4 года длинными фразами, поскольку путается в значении слов.
  • Синдром «госпитализма» у детей. Довольно редкий случай развития умственной и физической отсталости на фоне отлучения от матери по причине длительной болезни или нахождении в больничном стационаре. Дети теряют вес при надлежащем уходе, у них формируется отстраненное отношение к окружающему миру. Находясь в подобном учреждении с младенчества, ребенок не говорит в полтора года даже элементарных слов, тогда как его сверстники пытаются связать несколько элементарных слов, построив предложение. Отношения в семье, где мать присутствует в жизни ребенка только формально, так же могут вызвать отчуждение ребенка и задержку в его развитии.
  • Негативизм к речи. Кризис первого года жизни совпадает с тем этапом развития речи, когда многие дети произносят свои первые слова. Независимый и упрямый характер ребенка при настойчивости родителей может дать отрицательный результат. Наблюдается картина, когда малыш, произнеся новое слово, теряет к нему интерес и больше не повторяет. Настойчивые просьбы и уговоры родителей еще встречают еще большее сопротивление со стороны ребенка, он замыкается в себе.

Алалия у детей

Нарушение отделов головного мозга отвечающих за воспроизведение речи и ее восприятие приводят к тому, что дети не в состоянии участвовать в разговоре. Алалия у детей тяжело диагностируется, но при раннем ее обнаружении поддается корректировке.

Причинами нарушения мозговых центров Вернике и Брока могут быть травмы плода, обвитие его пуповиной, асфиксия при родах, курение и алкоголизм матери, воспаления мозга перенесенные в первый год жизни малыша.

Как правило, при алалии ребенок 2 года не говорит, а если и произносит звуки, то они только отдаленно могут напоминать слова и понять их смысл не всегда могут даже близкие.

Различают моторную и сенсорную алалию. При нарушении мозгового центра Брока отвечающего за построение речи наблюдают моторную алалию. От того насколько сильно поражен мозг зависит и степень алалии.

При первой степени речь может отсутствовать или же ребенок не говорит в 3 года, но потом начинает проговаривать фразы, формируя их из обрывков слов, как правило, заглатывая окончания.

Вторая и третья степень может выражаться в перестановке слогов местами, неправильном падеже и других лексических ошибках.

Сопутствует алалии разбалансировка координации движений, несобранность ребенка, его несамостоятельность.

Сенсорная алалия, связанная с отсутствием восприятия речи, и наблюдается при нарушении центра Вернике. В этом случае ребенок в три года не говорит только потому, что он не может понять чего от него хотят окружающие, он не воспринимает человеческую речь, не отделяет одно слово от другого.

На этом фоне развивается отчуждение от коллектива и если с малышом не заниматься, возможна задержка интеллектуального развития в виду недостаточной информации для мозга. При сенсорной алалии нередко можно наблюдать, как малыш повторяет заданный вопрос, только лишь потому, что не понимает, о чем его спросили, это называется эхолалия.

Причиной, почему ребенок не говорит в 3 года при сенсорной алалии – восприятие речи окружающих как фоновое звучание.

К сожалению, в 30-40% случаях алалии у детей определяют ее слишком поздно или же без тщательного диагностирования ставят ребенку диагноз умственная отсталость.

Очень важно при любых отклонениях в развитии речевых навыков отреагировать и не надеяться, что все пройдет самостоятельно.

Если ребенок не говорит в 3 года, это уже повод для беспокойства и обследования его у сурдолога, логопеда и невропатолога.

(1 5,00

Источник: https://onethree.ru/razvitie/rebenok-ne-govorit-v-2-goda-chto-delat

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит — как помочь разговорить

Почему не говорит ребенок в 2 года

Родители несказанно радуются, когда вместо младенческого агуканья малыш произносит свои первые «ба», «ма», «па». Кажется, еще немного, и он начнет связывать слова. Но это происходит не всегда.

Нужно ли волноваться, если ребенок в 2 года не разговаривает, а, только показывая пальчиком на интересующие его предметы, мычит, издает неразборчивые звуки или вовсе молчит? Когда бить тревогу, а когда нужно немного подождать, и кроха разговорится без посторонней помощи? Сколько слов осваивают дети к этому времени?

Как должна развиваться речь ребенка

С момента появления на свет до года начинается подготовительная стадия развития речи. Чтобы в скором времени ребенок мог хорошо разговаривать, необходимы такие элементы:

  • эмоциональная близость с родителями для возможности копирования и подражания;
  • сенсорное восприятие мира;
  • физическая активность.

Начальным проявлением речи считают рефлекторный плач младенца. Уже к 2-4 месяцам он пытается агукать, а позже гулить. Эти звуки не несут никакого смысла. Интересно, что гулить могут и детки, глухие с рождения. Это говорит о природной способности человека осваивать речь.

Важно знать: В каком возрасте ребенок начинает говорить не только первые слова но и предложения —  читайте подробнее здесь

С 5 месяцев кроха уже слышит и различает звуки, следит за движениями маминых губ и инстинктивно им вторит. Многоразовое воспроизведение конкретного движения закрепляет определенный двигательный навык.

К 7-9 месяцам ребенок учится сочетать звуки, и с каждым разом они становятся более интересными и сложными. Слышится лепет, протяжный напев слогов, что говорит о возрастном развитии речи.

Так формируется взаимосвязь между речевым аппаратом и слухом, что содействует развитию голоса.

Если имеются серьезные патологии, ведущие к расстройствам речи (аутизм, нейросенсорная тугоухость), наблюдается угасание лепета.

К году подготовительная стадия завершается. Ребенок уже владеет 5-12 словами. Он хорошо усвоил гласные буквы и знает согласные. Для общения с взрослыми он пока пользуется жестами, но может сопоставлять слова с конкретными предметами. К примеру, увидев собаку, он говорит «ава» или, завидя кошку, торопливо лепечет «кись-кись» и пр.

У некоторых полуторагодовалых детей словарный запас насчитывает около 50 слов. Здесь нужно научить карапуза сопоставлять свои слова с действиями. Он должен научиться безошибочно понимать и выполнять элементарные просьбы: «иди», «возьми», «отнеси» и пр.

Важно постоянно стимулировать его произносить однословные предложения, к примеру, «дай», «пойдем», «забери», а чуть позже, обыгрывая игрушки или листая книжку с картинками, составлять в разговоре несложные предложения: «собачка кушает», «птичка поет», «машина едет».

Что должен уметь говорить ребенок в 2 года? К этому моменту он уже должен научиться говорить простыми предложениями. В это время он усваивает мягкие звуки («нь, ть, ць, ль, мь») и способен общаться с близкими, пропуская предлоги и отдельные слоги: «стол – тол», «каша – ша», «идем – дем» и пр.

Даже если слова отдаленно напоминают правильные, это говорит о нормальном развитии речи.

От 3 до 7 лет происходит развитие речевого общения. Ребенок активно учит язык при помощи игр и познавания окружающего мира. Взрослым нужно часто говорить с малышом, даже если они устали на работе и разговаривать совсем не хочется. Малыш впитывает информацию, и задает вопросы. На них нужно грамотно отвечать, объяснять, правильно произнося слова.

Как определить, есть ли проблема

На каждой стадии формирования речи необходимо следить за поведенческим фактором малыша.

Что должно вызвать тревогу у заботливых родителей:

  • младенец не реагирует на шумы и звуки, и не поворачивается на мамин голос;
  • ребенок не гулит в 4 месяца, не проявляет радостного возбуждения при появлении родителей;
  • с 9 до 12 месяцев он не лепечет, у крохи отмечается низкая активность речи;
  • к году он не выполняет простейших словесных просьб (к примеру, не способен показать заданные предметы на картинках);
  • в 1,5 года ребенок не выговаривает легких слов и не реагирует на свое имя.
  • ребенок не может или неохотно говорит односложные слова в свои полных 2 года;
  • трехлетний карапуз не составляет односложных предложений, знает меньше 30 слов, произносит их неправильно и невнятно.

Любой тревожный признак является серьезным поводом для визита к врачу. Это даст возможность быстрей выявить расстройство и начать адекватное лечение.

Причины позднего развития речи

Если малыш плохо говорит в 2 с лишним года, причина может скрываться в неврологических патологиях. Чем раньше мамочка обратится к врачу, тем лучше для ребенка.

Причины отставания речи могут быть в:

  • поражении ЦНС при внутриутробном развитии или в послеродовом периоде;
  • гестозе и угрозе выкидыша при вынашивании плода;
  • хронических болезнях, пагубных привычках мамы;
  • продолжительных или слишком быстрых родах;
  • приеме лекарственных средств, противопоказанных при беременности;
  • кислородном голодании плода;
  • преждевременном рождении;
  • родовых черепно-мозговых травмах ребенка (например, родовая гематома на голове);
  • перенесенных инфекционных болезнях младенца;
  • приеме антибиотиков, негативно влияющих на развитие малыша.

Из физиологических причин, по которым ребенок не хочет говорить, отмечают:

  1. Патологии органов слуха отрицательно сказываются на интеллектуальном развитии ребенка. Дети с тугоухостью или с полным отсутствием слуха не могут нормально говорить. Подобные расстройства могут быть как врожденными, так и приобретенными. Если в 3 года кроха не говорит, невзирая на то, что раньше его речь отвечала возрастным нормативам, необходимо проконсультироваться с отоларингологом.
  2. Недоразвитость речевого аппарата, при котором звуки тяжело произносятся из-за слабого развития челюстных, а также лицевых мышц. Такая проблема развивается при раннем отказе от груди, укороченной подъязычной уздечке. О нарушении говорит обильное слюнотечение, неизменно открытый ротик, рвотные позывы, которые провоцирует твердая еда.
  3. Генетическая предрасположенность иногда выступает основной причиной задержки речи, даже если у ребенка нет видимых физических отклонений.
  4. Вирусные болезни, поразившие плод еще в утробе, мешают освоению языка.

Некоторые родители сталкиваются с тем, что не могут научить своего ребенка внятно говорить в 2 года. Причиной этому может выступать патологическое развитие мозга, ведущее к аутизму. Внешне оно проявляется в сложностях общения крохи с остальными людьми, ограниченном круге интересов, поведенческой стереотипности. Такой ребенок может долго молчать и сопротивляться всякому нарушению его режима.

Ребенок может не разговаривать и по другим причинам:

  1. Если родители не занимаются воспитанием своего малыша, не стимулируют его речевую активность или, наоборот, чрезмерно опекают и озвучивают за него все его желания. Тогда потребность в общении у ребенка отпадает естественным образом.
  2. Сильный стресс, переживания, волнения на фоне нестабильной семейной обстановки. Когда родители ссорятся в присутствии ребенка, они могут вызвать у него стойкое нежелание разговаривать.

Что можно предпринять родителям

Научить ребенка хорошо говорить можно, создав благоприятные бытовые условия:

  • отключенный телевизор и компьютер;
  • внимание близких людей.

Необходимо создавать максимальное количество ситуаций, когда крохе потребуется озвучить свои желания. Если он, как и раньше будет мычать и только показывать пальчиком на желаемый предмет, взрослым нужно «не понимать», чего он хочет и подталкивать его к произношению заветных слов.

Распространенные методики

Есть несколько методик, позволяющих научить кроху говорить.

  1. Самый простой «скажи слово». К примеру, «скажи кот» (собака, мама, баба).
  2. Познавание предметов, при котором мама подводит ребенка к предмету, выразительно его описывает и четко произносит его название. Здесь ребенок уже осознает, о каком предмете идет речь и познает окружающий мир. К примеру, машинку можно покатить, мама произносит «машина едет», машина стоит» и пр.

Развиваем мелкую моторику

Для мелкой моторики рук отлично подходят пальчиковые игры. Им нужно посвящать по 10-15 минут ежедневно, но не больше. Не нужно пытаться научить малыша всему сразу, достаточно 2-3 игр. Затем их можно заменить новыми.

Самой известной игрой, которая нравится всем деткам, является «сорока-белобока». Мама проговаривает стишок, зажимая пальчики крохи. Можно предложить игру-считалку, когда каждый пальчик загибают, перечисляя родственников. Малыши изучают мир касанием, поэтому можно создать настоящий пальчиковый театр, сшить интересных ярких животных и играть с ними.

Развитие речевого аппарата упражнениями

Необходимо тренировать речевой аппарат с самого раннего возраста. Так кроха научится быстрей осваивать новые слова. Для этого:

  • упражнения делают регулярно, так как новые звуки нужно закреплять постепенно;
  • не предлагают ребенку больше 2-3 упражнений за один раз;
  • занятия не должны длиться дольше 10 минут;
  • пройденные упражнения нужно периодически повторять для закрепления;
  • гимнастику нужно проводить в игровой форме, чтобы монотонные движения казались крохе интересными и занимательными.

Упражнения можно делать такие:

  • «покажи забор». При этом ребенок смыкает зубки и широко улыбается;
  • «открыли-закрыли ворота», когда малыш должен на несколько секунд открывать и закрывать ротик;
  • «рисуем». При этом кроха пытается рисовать язычком по губам, зубкам и небу.

Все упражнения мама проводит вместе с малышом, даже когда он хорошо их усвоил.

Игры и мультфильмы

Правильные обучающие мультфильмы помогают ребенку научиться освоить речь благодаря тому, что красочные герои грамотно и четко проговаривают каждое слово. Малыши быстро запоминают высказывания и стараются произносить их в обычной жизни, подражая любимым персонажам.

В интернете есть много развивающего материала, который научит кроху не только говорить, но и понимать окружающий мир.

Дополнительные советы

Специалисты советуют не паниковать, если ребенок не говорит в 2 года. Затрудненность речи может скрываться в недостаточном общении родителей с ребенком. В детском саду дети быстро наверстывают упущенные моменты и адаптируются к новому обществу, где приходится общаться словами, а не жестами.

Источник: http://babynolog.ru/razvitie/rebenok-ne-govorit-v-2-goda.html

Почему ребенок 2-3 лет не говорит – как разговорить ребенка-молчуна

Почему не говорит ребенок в 2 года

Ребенок 2-3 лет не разговаривает – почему, и что делать родителям?

Малышу уже почти 3 года, а его никак не разговорить? Такая проблема сегодня встречается довольно часто. Мамы нервничают, паникуют и не знают, куда «бежать». Что делать? В первую очередь — выдохнуть и успокоиться, лишние эмоции в этом вопросе ни к чему.

Разбираемся в вопросе вместе со специалистами…

статьи:

Тест на речь ребенка 2-3 лет – нормы речи для этого возраста

Молчание ребенка — это просто его особенность или все-таки пора бежать к доктору?

Прежде всего, следует разобраться, что именно должен уметь малыш к этому возрасту.

Итак, к 2-3 годам кроха

  • Действия (свои и чужие) сопровождает (проговаривает) соответствующими звуками и словами. Например, «чух-чух», «би-би» и др.
  • Практически все звуки произносит грамотно. Пожалуй, за исключением самых сложных — «р», «л» и шипяще-свистящих.
  • Способен назвать действие, предметы и качества.
  • Рассказывает маме с папой сказки, различные истории и читает мини-стихи.
  • Повторяет за родителями слова или целые фразы.
  • За исключением деепричастия с причастием, использует в разговоре все части речи.
  • Словарный запас уже довольно большой — около 1300 слов.
  • Способен назвать практически каждый предмет с картинки, состоящей из 15 в среднем предметов.
  • Спрашивает о незнакомых предметах.
  • Складывает слова в предложения.
  • Чувствует мелодию, ее ритм.

Если хотя бы по половине пунктов вы, вздыхая, ставите знак «минус», есть смысл проконсультироваться у своего педиатра (для начала).

 

Причины, почему ребенок в 2-3 года ещё не говорит

Для молчания малыша есть немало причин. Можно условно разделить их на «медицинские» и «все остальные».

Медицинские причины:

  • Алалия. Данное нарушение представляет собой грубое недоразвитие речи или же и вовсе ее отсутствие по причине поражения конкретных центров головн/мозга. Диагностикой в данном случае занимается невролог.
  • Дизартрия. Это нарушение — результат неполадок в работе ЦНС. Из проявлений можно отметить нечеткость речи, недоразвитие мелкой моторики и ограниченную подвижность органов речи. Чаще всего данная болезнь сопровождает ДЦП, а сам диагноз ставит логопед и только после длительного наблюдения за ребенком.
  • Дислалия. Этот термин применяют при нарушении произношения звуков — как одного, так и нескольких. Исправляется обычно с помощью логопеда с 4-х лет.
  • Заикание. Наиболее известное нарушение, совпадающее с периодом психического активного развития и появляющееся после испуга крохи либо проблем в семье. Исправляют этот «дефект» вместе с неврологом.
  • Поражение слуха. К сожалению, при данной особенности речь окружающих кроха воспринимает весьма плохо, а при глухоте и вовсе искажает слова/звуки.
  • Наследственность. Конечно, факт наследственности имеет место быть, но если к 3-м годам ребенок так и научился складывать слова хотя бы в простые предложения, то причина для беспокойства у вас есть — следует обратиться к специалисту.

Другие причины:

  • Перемены в крохиной жизни. Например, новое место жительства, адаптация в д/саду или новые члены семьи. На время привыкания малыша к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается.
  • Отсутствие необходимости в речи. Бывает и такое. Например, если ребенку общаться совершенно не с кем, если с ним общаются крайне редко, или же когда родители все говорят за него.
  • Дети-билингвы. Такие малыши нередко начинают говорить позже, потому что мама с папой говорят на разных языках, и освоить сразу оба крохе сложно.
  • Малыш просто не торопится. Такая вот индивидуальная особенность.

Обращаемся за помощью к специалистам – какое обследование необходимо?

Если, сравнив «показатели» речи своего малыша с нормой, вы нашли повод для беспокойства — значит, пора нанести визит доктору.

К кому идти?

  • Сначала — к педиатру. Врач осмотрит малыша, проанализирует ситуацию и даст направления к другим специалистам.
  • К логопеду. Он проведет тестирование и определит — каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
  • К лору. Его задача — проверка взаимосвязи между задержкой речи и имеющимися проблемами артикуляционного аппарата (в частности, укороченная подъязычная уздечка и пр.). После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
  • К невропатологу. Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит — есть ли проблемы по его профилю.
  • К психологу. Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.
  • К сурдологу. Этот специалист проверит — нет ли проблем со слухом.

В  комплексную диагностику обычно входит осмотр и возрастное тестирование (прим.

— по шкале Бейли, раннего речевого развития, денверский тест), определение моторики лицевых мышц, проверка понимания/воспроизведения речи, а также ЭКГ и МРТ, кардиограмма и др.

Что могут назначить врачи?

  • Лекарственная терапия. Обычно препараты в такой ситуации назначают психиатр либо невролог. Например, для питания нейронов мозга или активизации деятельности речевых зон (прим. — кортексин, лецитин, когитум, нейромультивит и др.).
  • Процедуры. Для восстановления полноценной работы определенных центров мозга используют магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Правда, у последней есть ряд противопоказаний.
  • Альтернативное лечение. К нему можно отнести иппотерапию и купание с дельфинами.
  • Педагогическая коррекция. Здесь работает дефектолог, который должен откорректировать негативные тенденции общего развития и предотвратить новые отклонения с помощью различных реабилитационных мер и в индивидуальном порядке.
  • Логопедический массаж. Весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка. Также возможно назначение массажа по Краузе, Приходько или Дьяковой.
  • И, конечно — упражнения, которые будут выполнять дома с малышом его родители.

Занятия и игры с ребенком-молчуном – как разговорить малыша, который в 2-3 года не говорит?

Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной.

Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?

  • Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз крохи. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих кроху к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
  • Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
  • Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
  • Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу. Любимые детские книжки для трехлетнего ребенка.
  • Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
  • Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
  • Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами, мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
  • Зарядка для языка. Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки, по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки. Лучшие развивающие игрушки для детей 2-5 лет.

Обращайте внимание — правильно ли произносит малыш звуки.

Не поощряйте искривление слов и звуков — сразу поправляйте чадо, и сами с ребенком не сюсюкайтесь.

Также не стоит использовать слова-паразиты и уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Сайт Colady.ru предупреждает: информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях, и не является врачебной рекомендацией. При возникновении проблем с речью у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник: http://www.colady.ru/rebenok-2-3-let-ne-razgovarivaet-pochemu-i-chto-delat-roditelyam.html

Ребенок в 2 года не говорит. Во сколько начинают говорить дети? Когда ребенок говорит первое слово?

Почему не говорит ребенок в 2 года

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.

Во сколько начинают говорить дети?

Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т.

п.

Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

  1. Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.

  2. Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.

  3. Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.

  4. Гипоксия.

  5. Травмы (в т. ч. и родовые).

  6. Сильная интоксикация.

  7. Испуг.

  8. Перенесенная операция.

  9. Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).

  10. Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений.

Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения.

Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор.

Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя.

У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать).

Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности.

А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.

Какие специалисты могли бы помочь?

Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь — педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким детским специалистам: лору, логопеду, неврологу, психиатру.

Логопед, проведя тестирование, определит соответствие уровней речи и умственного развития. Для подтверждения или опровержения он, возможно, направит малыша на осмотр к психоневрологу.

Задача лора — проверить, есть ли взаимосвязь между задержкой речи и проблемами с артикуляционным аппаратом (к примеру, укороченная подъязычная уздечка) и слухом. Врач проведет осмотр ротовой полости, сделает аудиограмму.

Чем раньше выяснится проблема, тем проще с ней справиться.

Но как быть, если малыш здоров и интеллектуально развит? Часть специалистов утверждают, что родителям стоит подождать лет до трех, поскольку это возраст, при котором происходит резкий скачок во всем развитии, и ребенок после долгого молчания может заговорить не просто отдельными фразами, а и целыми предложениями.

Кстати, такие детки не только не отстают от сверстников в учебе, но иногда и превосходят их. Разумеется, если ребенок в 2 года не говорит, просто ждать этого чудесного скачка нельзя. Нужно помогать ему развиваться по простым и довольно увлекательным методикам.

Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике.

Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после.

Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:

  • пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;

  • не просто все слышит, но и понимает речь;

  • наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.

Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой

До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено.

Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее). К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:

  • застегивание замков и пуговичек;

  • завязывание узлов;

  • шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.

Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.

Критические периоды в развитии речевой функции

Врачи выделяют несколько периодов:

  1. Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время “лепетных” слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить.

    Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми».

    Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.

  2. В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях.

    Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.

    ), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.

  3. К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте.

    Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша.

    Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем – трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно.

    К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.

  4. Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша.

    Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие письменной речи.

    В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.

Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС..

Если ребенок в 2 года не говорит, если он отказывается повторять за вами слова, если не обращается за помощью и решает свои детские проблемы самостоятельно, помощь в развитии речи однозначно нужна. Некоторые родители списывают такое поведение на упертость или раннюю самостоятельность и не слышат «первых звоночков».

Игнорирование приводит к отставанию в речевом развитии. Это, в свою очередь, чревато усугублением упрямства и своеволия. Могут усилиться и истерические реакции. Если ребенок 2,5 года не говорит, а взрослые бесконечно пристают с просьбой «повтори», «скажи», можно дождаться еще и усиления негативизма.

В итоге ваше чадо не только не захочет дублировать слова, но и замолчит вообще. Забудьте о таких просьбах. Хотя бы на время.

Что делать?

Во-первых, создайте условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариант — игровые площадки, идеальный — детский садик.

Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности.

Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер», «синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми.

Постарайтесь разнообразить впечатления ребенка. Он должен ежедневно получать новые эмоции и знания. Пусть это будут походы в цирк, в парк, на природу. Вы ведь испытываете бурю эмоций, когда ребенок говорит первое слово? Представьте — у вашего крохи тоже океан чувств, и ему захочется поделиться ими с вами.

И обязательно занимайтесь. Развитие речи — процесс кропотливый, требующий упорства, режима, терпеливости. Приготовьтесь к тому, что занятиями с логопедом вы не ограничитесь.

Обязанности родителей

Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его.

Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами.

Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п.

Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, слова, звукоподражания. Так будет проще проследить рост речевого развития.

Говорящие игры для детей

Это еще одна весомая монетка в копилочку. Такой вид занятий понравится детям, которые любят смотреть телевизор. Если ребенок в 2 года не говорит, подберите ему диски с такими играми. Обучение превратится в настоящее веселье!

Игры разработаны с учетом характерных возрастных особенностей детей. Здесь и развитие речи, и расширение кругозора в целом. Для каждого возраста — своя программа, которая так же делится по темам: звукопроизношение («Пожужжим», «Тик-так» и др.), развитие кругозора («Домашние животные», «Дикие животные», «Кто здесь сказал «му» и др.

), развитие внимания, памяти, слуха («Загадки звуков», «В гостях у жучка», «Волшебник», «Фея» и др.), развитие дыхания (преимущественно игры с микрофоном: «Вертолет», «Пчелка», «Торт и свечи»), говорящий алфавит для детей и даже совместное творчество (можно придумывать большие и маленькие истории, сравнивать, называть, повторять).

Дети воспринимают такие занятия гораздо лучше, поскольку они действительно проходят в игровой форме. С одной стороны, не давят взрослые, с другой — малышу предоставлена самостоятельность (разумеется, под вашим присмотром, но ведь он об этом и не догадывается). Есть и артикуляционная гимнастика, которая в какой-то степени может заменить логопеда.

Вся эта коллекция проходит под названием «Учимся говорить» для детей от 2 до 7 лет.

Источник: http://fb.ru/article/138233/rebenok-v-goda-ne-govorit-vo-skolko-nachinayut-govorit-deti-kogda-rebenok-govorit-pervoe-slovo

Моя крошка
Добавить комментарий